Любая техника ломается, даже столь простая, как утюг. Что уж тут говорить о современном автомобиле, являющемся вершиной инженерно-технической мысли применительно к устройствам массового потребления.

И хотя автопроизводители прикладывают максимум усилий, чтобы поломки происходили как можно реже, а их последствия бы не были катастрофическими, от всех неприятностей застраховаться невозможно. В том числе от обрыва ремня генератора или иных проблем с устройством, обеспечивающим машину электричеством.

Но этих неприятностей можно избежать, а если неизбежное всё-таки случится – ликвидировать многие последствия можно самостоятельно, что позволит избежать значительных трат семейного бюджета.

Как предотвратить обрыв ремня генератора

Хотя существует такое понятие, как плановая замена приводного ремня, прописанная в регламенте ТО (каждые 60-80 тысяч километров пробега), эту процедуру необходимо выполнять по мере проявления такого легко определяемого симптома, как появление неприятного свиста из моторного отсека, свидетельствующего об ослаблении натяжения приводного ремня.

В подобных случаях ремень нужно визуально осмотреть. И если на нём присутствуют обширные дефекты – трещины, потёртости, отслоения материала, – такой ремень подлежит немедленной замене.

Замена и подтяжка ремня генератора Toyota Corolla

Размеры ремня зависят от конкретной модификации автомобиля. Что касается регулировки натяжения, то на авто с моторами 1NR-FE/4ZZ-FE присутствует автоматический натяжитель, не требующий выполнения подобной процедуры.

Рассмотрим пошаговый алгоритм замены приводного ремня Toyota Corolla:

  • отсоединяем отрицательную клемму аккумулятора;
  • демонтируем декоративный кожух силового агрегата, если он присутствует;
  • ослабляем болты крепления генератора, с начала вверху, затем внизу;
  • начинаем отворачивать регулировочный болт натяжителя;
  • как только натяжение приводного ремня ослабнет, снимаем его со шкивов, сдвинув генератор при этом как можно ближе к БЦ;
  • на всякий случай сравните новый и старый ремень – их длина и ширина, а также количество клиньев должно быть идентичным;
  • последовательно надеваем новый ремень на шкивы, начиная с коленвала, затем на привод компрессора системы кондиционирования, помпу и генератор;
  • чтобы подтянуть ремень генератора на Toyota Corolla, вращаем регулировочный болт в обратную сторону (по часовой стрелке), в результате чего натяжитель будет отдаляться от блока цилиндров;
  • правильным считается натяжение, при котором прогиб ремня в районе между шкивом коленвала и генератора при воздействии с усилием 10 кгс составляет порядка 4-6 миллиметров;
  • затягиваем нижние/верхние болты крепления генератора;
  • подключаем минусовую клемму АКБ, заводим двигатель, проверяем натяжку ремня. Если слышен свист – его нужно подтянуть ещё.

На моделях с автоматическим натяжителем снятие ремня производится поворотом натяжителя по часовой стрелке (4ZZ-FE) или против (1NR-FE), после установки нового ремня его натяжение регулировать не нужно.

Приведённая информация справедлива для всех модификаций Toyota Corolla 2006-02013 годов выпуска с бензиновыми силовыми агрегатами.

Основные неисправности генератора

Если ремень натянут, но генератор не обеспечивает подзарядку АКБ, можно решить, что неисправен именно он.

Причина может заключаться в перегоревшем диодном мосте или неисправном регуляторе напряжения. В таких случаях эти узлы меняют. Ещё чаще изнашиваются графитовые щётки генератора, и их тоже можно заменить самостоятельно.

Сгоревший и новый диодный мост

А вот сгоревшая обмотка возбуждения – неприятность, которую можно устранить только заменой генератора, и это недешёвое удовольствие. Правда, случается она достаточно редко. Следует также проверить надёжность закрепления провода генератора на «массу», а также заглянуть в блок предохранителей.

Что нужно для снятия генератора в гаражных условиях

Собственно для демонтажа генератора понадобится только отвёртка с плоским жалом и два ключа, на 10/12. Но поскольку нужен доступ к нижнему креплению генератора, автомобиль придётся поддомкрачивать, снимать правое колесо и брызговик, для чего потребуется соответствующий инструмент.

Как снять генератор Toyota Corolla

Приводим последовательность действий по снятию неисправного генератора:

  • домкратим авто, демонтируем правое переднее колесо;
  • отщёлкиваем правый и нижний брызговики силового агрегата;
  • снимаем декоративный кожух;
  • откручиваем переднюю облицовку подкапотного пространства;
  • отсоединяем отрицательную клемму АКБ;
  • вынимаем фишку проводов, идущих к генератору;
  • снимаем силовой кабель генератора, приоткрыв защитный колпачок и открутив крепёжную гайку наконечника провода;
  • посредством натяжного болта ослабляем натяжение ремня, снимаем его со шкива генератора;
  • откручиваем два болта крепления генератора (сверху и снизу), вытаскиваем его из моторного отсека.

Теперь можно приступать к разборке генератора Toyota Corolla, чтобы определить, какой именно узел является проблемным.

Для этого откручиваем и демонтируем заднюю крышку, а затем извлекаем изоляционную втулку, предохраняющую силовой контакт генератора.

Приступаем к проверке щёток, диодного моста, целостности обмотки ротора и статора.

Проверка ротора

Внимательно осматриваем контактные кольца. При наличии загрязнений от них нужно избавиться, используя любой растворитель. После очистки изучаем внутреннюю поверхность колец на предмет наличия царапин и задиров, если таковые имеются, кольца нужно отшлифовать. Например, с помощью шлифовальной пасты.

Теперь можно заняться проверкой целостности изоляции. Схема подключения мультиметра к генератору Toyota Corolla в режиме измерения сопротивления следующая: один контакт прибора присоединяем кольцу, второй – к сердечнику ротора. Если прибор показывает бесконечность, это говорит об обрыве изоляции. При замыкании выводов мультиметра на контактные кольца номинал сопротивления должен лежать в пределах 3,5-3,7 Ом. Если прибор зашкаливает, имеет место КЗ, если ноль – в изоляции имеется обрыв.

В любом случае самостоятельный ремонт обмотки невозможен, то есть деталь нужно заменить.

Проверка статора

КЗ изоляции статора обычно можно заметить даже внешне, поскольку при этом происходит сильный нагрев проводов и изоляция расплавляется. Если видимых дефектов не обнаружено, нужно использовать мультиметр для проверки целостности обмотки статора. Номинальные значения сопротивления – в пределах 0,1-0,12 Ом. Если прибор показывает бесконечность, имеет место короткое замыкание, если ноль – в изоляции имеется обрыв, статор нужно поменять.

Проверка диодного моста

Для этого его нужно прозвонить мультиметром, присоединив один контакт измерительного прибора к исследуемому диоду, а второй – к выводу выпрямительного блока. Затем контакты меняем местами. Если диод исправен, он будет пропускать ток в одном случае и не пропускать в другом. Если это не так, то диодный мост неисправен. Аналогичным образом производим подключение и проверку других диодов. Если сгорел хотя бы один, диодный мост требует замены.

Проверка щёток

Щёткодержатель крепится к генератору двумя болтами. Откручиваем их и проверяем остаточную длину щёток, она должна быть не менее 4,5 мм. Если это не так, производим замену щёток генератора Toyota Corolla, отпаяв их контакты.

После вставки новых щёток нужно проверить, насколько свободно они перемещаются в шахте, при необходимости – подточить или укоротить.

Перед сборкой генератора нужно проверить целостность подшипников, и если они вращаются с усилием, потребуется их снятие и замена.

Сборка генератора производится в порядке, обратном разборке.

Отметим, что если с проверкой натяжения ремня генератора проблем не бывает даже у новичков, то демонтаж, а тем более проверка работоспособности генератора – задача для опытных автомобилистов, требующая навыков обращения с электроприборами. Если таковые отсутствуют, лучше доверить диагностику генератора специалистам.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ