
TATRA возвращается к сибирякам
Tatra 148 | |
Общие данные | |
Годы произодства | 1969—1982 |
Сборка | Tatra (Копршивнице, ЧССР) |
Дизайн | |
Двигатель | |
T 2-928-1, V8-дизель воздушного охлаждения объёмом 12667 см3 и мощностью 203 лс, при частоте вращения коленвала 2000 об/мин, крутящий момент достигает 810 Н*м, 1200 об/мин. | |
Характеристики | |
Массово-габаритные | |
Длина | 7.24 м. |
Высота | 2,645 м. |
Масса | 12т |
Динамические | |
Максимальная скорость | 80 км/ч |
На рынке | |
Другое | |
Грузоподъёмность | 16 тонн |
Расход топлива | Расход дизтоплива находился в пределах 30-35 литров на 100 километров пути. |
Объём бака | 500 литров |
← Tatra 138 Tatra 163 → | |
Tatra 148 на Викискладе |
Tatra 148
— тяжёлый грузовой автомобиль. Дальнейшее развитие модели Tatra 138.
В 1969 году Tatra решила модернизировать модель T 138. Новая модель была обозначена как T148. Задание включало требования увеличения мощности двигателя, скорости и надёжности, а также уменьшение шумности и выбросов в атмосферу.
Снова была избрана отлично зарекомендовавшая себя испытанная схема с центральной хребтовой рамой в модульной концепции (на этот раз с колёсными формулами 6×4 и 6×6).
В 1979 году автомобили семейства были модернизированы, получив обозначение Tatra T2-148. Всего было произведено более восьмидесяти изменений, в частности снижен расход топлива, понижен уровень шума в кабине, обеспечен устойчивый запуск двигателя при морозах до −20 °C, применены воздухоочистители с масляной ванной, новый генератор и сиденье водителя с пневматической подвеской и другие усовершенствования. Внешне автомобили стали отличаться изменённой конфигурацией отверстий в облицовке капота.
Надёжность модели подтверждена эксплуатацией в суровых условиях Западной Сибири, значительное количество самосвалов успешно трудились в период СССР на нефтяных месторождениях.
Основные модификации модели Татра 148:
- Самосвалы S1 и S3
- Бортовой грузовик (военные и гражданские)
- Двух- и трехосные тягачи (NT 4×4 и NT 6×6)
- Автоцистерны (военные и гражданские)
- Шасси для пожарных машин
- Шасси для автокранов и экскаваторов
Всего выпущено 113647 машин всех модификаций[1].
- T148 пожарная
- T148 кран
Содержание
История
Фирма была основана в 1850 году Игнацем Шусталой под названием «Schustala & Company». Компания производила коляски и брички. В 1860-х годах фирма имела заводы не только на территории Чехии, но и в Берлине, Вене, Вроцлаве, Киеве и Черновцах.
В 1882 году начала производить железнодорожные вагоны. В 1891 году компания была переименована в «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft».
В 1897 году выпустила первый легковой автомобиль в Центральной Европе и один из первых в мире — «Президент» (чеш. Präsident).
В 1918 году появилось новое название — «Kopřivnická vozovka a.s», а в 1919 году компания начала использовать значок с надписью «Tatra» — в честь горной системы Татры.
После Второй мировой войны фирма была национализирована. Фирма производила грузовики и легковые автомобили класса «люкс» (до 1989 г.).
15 марта 2013 года компания была продана на аукционе компании Truck Development, принадлежащая Марэку Галвасу (чеш. Marek Galvas), за 176 млн крон[2].
Тяжёлые грузовые автомобили производства Tatra неоднократно использовались как колёсная база для различной тяжёлой военной техники, а также как транспортные средства военного назначения (например, 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 «Дана»). Tatra производит полноприводные автомобили с колёсной формулой от 4×4 до 12×12 (шестиосные).
В настоящее время компания производит тяжёлые грузовики с хребтовой рамой, которая позволяет строить автомобили более лёгкие, чем с несущей рамой. В сочетании с дизельными двигателями воздушного охлаждения это позволяет уменьшить собственный вес автомобиля и делает их более экономичными. Создатель хребтовой рамы — Ганс Ледвинка (чеш. Hans Ledwinka).
По итогам 2020 года компания получила чистую прибыль 390 млн крон, при выручке 3,7 млрд крон.[3]
Автомобили «Tatra» — неоднократные победители Ралли Дакар.
Объём производства грузовых автомобилей[4] | |
Год | Объём производства гражданских автомобилей, шт. |
1998 | 1473 |
1999 | 1209 |
2000 | 1686 |
2001 | 1551 |
2002 | 1761 |
2003 | 1439 |
2004 | 1654 |
2005 | 1497 |
2006 | 1511 |
2007 | 2431 |
2008 | 2252 |
2009 | 808 |
2010 | 931 |
2011 | 702 |
2012 | 496 |
2013 | 763 |
2014 | 821 |
2015 | 858 |
Технический музей Tatra
До посещения технического музея Копршивнице торговая марка Tatra у меня ассоциировалось исключительно с трамваями и грузовыми автомобилями. Однако, странный чешский гений производил легковые автомобили, железнодорожный подвижной состав и самолеты. Если ж/д техника и самолеты занимали весьма скромную нишу, то легковая автомобильная техника была представлена более чем.
Если кратко — это очень интересный музей.
29 фото
Фотографии и текст Александра «Russos» Попова
Немного истории. Фирма была основана в 1850 году Игнацем Шусталой под названием «Schustala & Company». Компания производила коляски и брички. В 1860-х годах фирма имела заводы не только на территории Чехии, но и в Берлине, Вене, Вроцлаве, Киеве и Черновцах. В 1882 году начала производить железнодорожные вагоны. В 1891 году компания была переименована в «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft».
В 1897 году выпустила первый легковой автомобиль в Центральной Европе и один из первых в мире — «Президент» (чеш. Präsident). В 1918 году появилось новое название — «Kopřivnická vozovka a.s», а в 1919 году компания начала использовать значок с надписью «Tatra» — в честь горной системы Татры.
После Второй мировой войны фирма была национализирована. Фирма производила грузовики и легковые автомобили класса «люкс» (до 1989). 15 марта 2013 года компания была продана на аукционе компании Truck Development за 176 млн крон.
В экспозиции широко представлены легковые и грузовые автомобили, спортивные экземпляры и прочая экзотика.
Все фотографии я разместил в хронологическом порядке появления моделей. Прошу прощения за возможные огрехи в автомобильных терминах.
1897. Präsident — первый чешский автомобиль и первый автомобиль в центральной и восточной Европе с бензиновым двигателем. Это реплика, а оригинал хранится в Праге:
1897. Двигатель Президента — Kontra Motor-BENZ. Первый в мире оппозитный двигатель («контра-двигатель») разработки Карла Бенца. Два цилиндра, 6,6 лошадиные силы при объеме 2,7 литра. Водяное охлаждение.
1906. NW type S. Производился в разных модификациях с 1906 по 1917 года. Всего выпущено 62 машины. Оснащался двигателем объемом 3,3 литра и мощностью 20-30 лошадиных сил в зависимости от модификации. Стояла четырех ступенчатая коробка передач + задняя. Вес 1,1 — 1,3 тонны. Удивительно, что для такого веса было достаточно двигателя в какие-то жалкие 20 лошадей.
1924. Tatra 13. Маленький грузовичок, который выпускался с 1924 по 1932 года. При собственной массе около тонны мог перевезти 800 — 1000 килограмм груза в зависимости от модификации. Оснащался двух-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения объемом 1,1 литра и мощностью 12 л.с.
1925. Шестицилиндровый двигатель для модели Tatra 17. Выпускался с 1925 по 1928 года. Водяного охлаждения, объемом 1,9 литра и мощностью 35 лошадей.
1931. Шасси легкового автомобиля Tatra 54/30. Данная модель производилась с 1931 по 1936 года. Всего было выпущено 928 машин. В комплекте четырех-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения объемом 1,7 литра и мощностью 24 л.с.
1933. Далее дизайн машин кардинально меняется, как и концепция. Вы только посмотрите на этого малыша! Tatra V570 — второй прототип дешевого народного автомобиля с аэродинамическим кузовом. Но руководство компании решило, что революционные идеи должны в первую очередь внедряться на люксовых машинах. А дизайн и концепцию этой машины незаконно присвоил себе Гитлер и Фердинанд Порше, чтобы в Volkswagen сделать знаменитого Жука, который разошелся тиражом более 21,5 миллиона экземпляров, что является самым массовым серийным автомобилем в истории.
1935. Tatra 57A. Популярный кабриролет сделанный на основе базовой 57-й модели. В народе его прозвали «Hadimrška». Простите, но гугль-переводчик не знает этого слова. Кто может подсказать, как это можно перевести? Оснащался мотором объемом 1,2 литра и мощностью 20 л.с. Максимальная скорость 90 км/ч!
1936. Tatra производила самолеты. Две модели по лицензии и четыре собственные разработки. На фото Tatra 131 — лицензионная версия Bücker Bü 131. Помимо этого Татра выпускала авиационные моторы.
1936. Tatra T77 — первый в мире серийный автомобиль с аэродинамическим кузовом. Для своего времени машина была уникальной и воспринималась едва ли не как «чудо света», особенно с учётом стоимости, сравнимой с «Майбахом» и «Роллс-Ройсом».
Ходовые качества «Татры» сложно охарактеризовать в двух словах. С одной стороны, благодаря хорошей аэродинамике машина развивала очень солидную для тех лет скорость — до 150 км/ч — при двигателе мощностью всего в 75 л. с., и при этом расходовала около 15 л бензина на 100 км, что было выдающимся показателем: другие машины этого класса расходовали в полтора-два раза больше топлива. С другой стороны, разгонная динамика тяжёлого автомобиля с деревянным кузовом на раме и маломощным силовым агрегатом отнюдь не была впечатляющей.
1936. Tatra T87 — легковой автомобиль представительского класса, усовершенствованная версия Татры 77. Модель прославилась грандиозным пробегом Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда по Африке, Южной и Центральной Америке в 1947—1950 годах.
1936. Tatra 68 — Rail motor coach class M 290.0. Всего было построено два рельсовых автобуса для маршрута Словацкая стрела между Братиславой и Прагой. Это расстояние они преодолевали за четыре с половиной часа с максимальной скоростью 130 км/ч. С началом войны они были изъяты из эксплуатации и после этого использовались лишь изредка на местных маршрутах. Вагон с номером два (на фото) выведен из эксплуатации в 1960 году. Первый вагон не сохранился.
1936. Tatra T97 — автомобиль среднего класса. Выпускался недолгое время перед войной, с 1936 по 1939 год. Татра T97 была разработана в 1936 году как уменьшенный вариант Татры T87. Производство прекратилось после аннексии Чехословакии нацистами во избежание конкуренции с Фольксвагеном Жуком.
1937. Обтекаемый кузов и технические характеристики, особенно оппозитный двигатель с воздушным охлаждением, расположенный сзади, делают T97 очень похожей на «Фольксваген Жук». Считается, что Порше использовал дизайн «Татры», так как должен был построить автомобиль быстро и дёшево. Согласно книгам «Татра — наследие Ганса Ледвинки» и «Автомобильные войны», Адольф Гитлер сказал: «Татра» — машина для моих дорог».
1942. Tatra V855 — прототип «боевого» снегохода для русской зимы сделанный по заказу нацистов. Сделан на основе T87, всего построено два прототипа.
1946. Tatra 600. Один из самых массовых чешских автомобилей (выпущено более 6 00 штук). Свое название «Татраплан» он получил в честь новой коммунистической плановой экономики.
1949. Tatra 600 kabriolet. Этот кабриолет был построен в единственном числе в качестве подарка Сталину на семидесятилетие. Скорее всего Сталин на нем никогда не ездил. Вскоре этот кабриолет стал собственностью одного московского врача. В 70-е года врач обратился на завод за помощью в восстановлении данного автомобиля. В результате переговоров уникальный кабриолет поменяли на «новую» Татру 603 (которая была снята с производства в 1974 году). Кабриолет вернулся на завод где и была проведена его реставрация.
1949. Tatra 601 Monte Carlo — двухдверная спортивная версия, построенная в единственном экземпляре.
1953. Чешский «хиппи-мобиль» — Tatra 805. Лёгкий грузовой автомобиль военного назначения. В Чехословакии автомобиль получил народное название «kačena» — «утка». Автомобиль на фотографии участвовал в экспедиции в Азии с апреля 1959 года по ноябрь 1964.
1957. Tatra 605 — учебный спортивный автомобиль.
1964. На основе модели 603А был предложен универсал, в первую очередь для скорой помощи. Но Tatra 603A Ambulance так и осталась в единственном экземпляре.
1967. Tatra 603 B5 — гоночная версия для Marathon de la Route 1966. В своем классе экипажи Татра заняли все призовые места. В общем зачете они занимали с третьего по пятые места. В одну из гонок одна машина сбила оленя и повредила фары, за что получила пенализацию.
1967. Классический грузовик Tatra 138. В музее стоит T138 VN 6×6, который в 1967 году принял участие в студенческой экспедиции через Африку.
1981. Tatra 613 — автомобиль высшего класса. В первую очередь этот автомобиль был предназначен для членов партийных и правительственных органов ЧССР и других социалистических стран, а также директората крупных предприятий. Также партия этих машин была продана в СССР для нужд КГБ и обслуживания номенклатуры среднего ранга, которая уже не удовлетворялась комфортом и статусом «Волги», но ещё не имела возможности получить служебную «Чайку» или «ЗИЛ». Сборка этих машин была исключительно ручной. Выпуск продолжался до 1996 года и модель прошла 4 модификации.
1994. Tatra T613-Prezident. Прототип. Выглядит как попытка исправить ситуацию и выпустить народный автомобиль снова.
История легковых автомобилей заканчивается на модели Tatra 700. Последний экземпляр был выпущен в июле 1998 года…С тех пор Татра занимается только грузовиками.
1999. Tatra 163. Производится в настоящее время. Также смотрите «Музей шпионской техники» «Музей эротики в Праге».
Галерея
- Президент
- Tatra 11
- Tatra 12
- Tatra 57
- Tatra 87
- Tatra 600
- Tatra 603
- Tatra 138
- Tatra T 141
- Tatra 148
- Tatra 805
- Tatra 813
- Tatra 815
- Tatra 607
- Tatra Mikrobus in Bratislava
- «Дана»
Грузовик, удостоенный памятника
TATRA 111 производился на протяжении следующих 16 лет, до 1962 года. Он в буквальном смысле перевез все материалы для фундамента строящегося нового общества, и не только в Чехословакии. Его популярность подтверждается тем фактом, что это единственный грузовик в мире, которому благодарные покупатели поставили памятник.
Не удивительно, что это произошло в Магадане, на Дальнем Востоке СССР. Едва ли многие теперь помнят, что, кроме этого, эволюционная модель Т 111 — тяжелый тягач Т 141 был установлен на пьедестал в Бановце-над-Бебравоу, Словакия.
Легендарные грузовики
Другой легендой, появившейся на дорогах в 1959 году (первый прототип был изготовлен в 1956), стал TATRA 138, развитие которого привело к созданию модельного ряда Т 148. Новый восьмицилиндровый двигатель, впоследствии модернизированный, синхронизированная трансмиссия TATRA-Synchro, межосевые дифференциалы, современная конструкция кабины и дизайн салона, а также множество других технических достижений и отличительных особенностей сделали TATRA весьма заметным автопроизводителем в это время.
В эти годы тяжелые грузовики TATRA экспортировались в 53 страны мира на пяти континентах. В конце 1960-х годов TATRA еще раз удивила мир необычной конструкцией, представив бескапотный грузовик Т 813 8х8 Kolos — первый четырехосный автомобиль TATRA, вновь оснащенный двенадцатицилиндровым дизельным двигателем с воздушным охлаждением собственной разработки компании, а также непревзойденной трансмиссией, позволявших использовать до двадцати передач переднего хода и четырех передач заднего хода.
После выпуска стотысячного Т 148 в 1982 году модельные линейки были объединены, и был представлен бескапотный Т 815. Кульминацией его развития стал выпуск версии с двигателем Евро 2.
Модели Trambus N 815 также очень важны для развития TATRA, поскольку в процессе работы над ними было принято решение о продолжении работы над двигателм V8 с непосредственным воздушным охлаждением, оснащенным турбонагнетателем и интеркулером, соответствующего экологическим требованиям от Евро 0 до Евро 5. Внеся незначительные конструктивные изменения, показатели мощности в 177 КВт и крутящего момента в 850 Нм удалось поднять до сегодняшних значений — 325 КВт и 2100 Нм.
Изменения в стратегии после 1989 года и проект LIWA
Изменения в политической и общественной жизни в 1989 году показали, что ориентация на единственный модельный ряд стала существенным препятствием на пути успешного коммерческого развития.
Проект LIWA, безусловно, стал поворотной точкой для TATRA. Основываясь на запросах конечных покупателей, был создан Т 816 8х8 с двигателем жидкостного охлаждения KHD Deutz и автоматической коробкой передач Twin Disc.
Выигрыш в конкурсе на поставку автомобилей для армии ОАЭ означал не только возможность изготовить и продать 1127 автомобилей за полтора года, но и олицетворял значительное достижение в производственной стратегии.
В 1999 году были представлены семейства моделей ARMAX и FORCE. Первой стала модель Т 815-2, получившая название TERRN0 1, которая была разработана на основе гражданской модели 1997 года; в процессе так называемой милитаризации были подготовлены автомобили специального назначения. Модели FORCE — другого модельного ряда спецавтомобилей — были созданы на основе интеграции двигателей и трансмиссий сторонних производителей в оригинальную концепцию автомобилей TATRA.
Опыт использования двигателей с жидкостным охлаждением нашел отражение при создании аналогичной конструкции для гражданских версий TERRN0 1. Модельный ряд гражданских Т 163 (Jamal, 1997 год) — автомобилей, впервые после долгого времени использования бескапотной компоновки, использующих капотную конструкцию — был создан для работы в самых тяжелых условиях бездорожья.
Примечания
- ↑ 12345
https://or.justice.cz/ias/content/download?id=15ba5ae6845f42c3bb9892c702cd7f0e - «E15», «Tatra má nového majitele, peníze poskytla J&T», 15 марта 2013 (чешск.)
- «E15», «Tatra loni vyrobila o polovinu víc vozidel, čistý zisk atakoval hranici 400 milionů» (чешск.)
- «AutoSAP», «Přehledy výroby a odbytu vozidel domácích výrobců» (чешск.)
Гражданский и специальный секторы
В 2002 году TATRA приобрела права и техническую документацию на производство среднего тяжелого армейского автомобиля Ross R 210, одобренного для использования вооруженными силами Чешской республики.
Проведя ряд успешных модернизаций путем установки лонжеронной рамы и жестких мостов, компания заключила с вооруженными силами Чешской Республики соглашение о поставках , а позже, в 2006 году — контракт на замену 556 средних тяжелых армейских грузовиков моделью TATRA 810 ATS.
Клиентский проект модернизации основывался на возможностях оригинальной классической рамы и жестких портальных мостах TATRA-Neumann. После выполнения заказа для армии TATRA также выпустила гражданскую версию Т 810 (в 2010 году).
Новейшие грузовики Т 815-7
Тем временем отделения дизайна и разработки трудились над созданием совершенно нового семейства автомобилей специального назначения, первоначально представленного как Т 817 и позднее для сертификации переименованного в Т 815-7. В 2004 году в качестве первой версии был представлен средний грузовик собственной разработки TATRA Т 817 4х4, оснащенный двигателем Cummins и коробкой передач ZF. В течение последующих двух лет в модельном ряду появились модификации 8х8 и 6х6.
Модельные ряды Т 815-7 тесно связаны между собой, в то время как их конструкция может значительно отличаться с точки зрения используемых двигателей и приводов.
Помимо двигателей с воздушным охлаждением TATRA (V8, турбонаддув, интеркулер, соответствие стандартам от Евро 2 до Евро 5 без использования электронной системы впрыска), автомобили также могут быть оснащены двигателями с жидкостным охлаждением Cummins или Caterpillar. Кроме этого, помимо механической коробки передач, может быть установлена автоматическая коробка или коробка с электронной системой переключения TATRA-Norgren собственной разработки TATRA (2010).
В некоторых вариантах устанавливается цельнометаллическая опрокидывающаяся кабина. Низкая кабина и небольшая общая высота автомобиля позволяют перевозить грузовики самолетами С-130 Hercules.
Конструкция автомобиля позволяет устанавливать дополнительные бронированные элементы кабины различных классов защиты в соответствии с STANAG 4569. С 2007 года семейство специальных автомобилей Т 815-7 представлено также и в гражданской сфере, являясь частью стандартного модельного ряда TATRA.
TATRA возвращается к сибирякам
Нефтяники Сургута традиционно предъявляют к грузовым автомобилям особо жесткие требования
Нефтяники Сургута традиционно предъявляют к грузовым автомобилям особо жесткие требования. Главный нефтедобывающий район России отличают суровый климат и невозможность строить дороги и проводить нефтепроводы без спецоборудования обычным способом. На протяжении десятилетий надежными помощниками нефтяников были чешские грузовики TATRA, поставки которых в силу ряда причин в 2011–2013 годах не осуществлялись. В настоящее время созданы все условия для успешного возврата знаменитой марки на один из ключевых рынков сбыта.
Ключевой поворот в новейшей истории одной из старейших европейских марок произошел в марте 2013 года, когда автомобильный завод в Копршивнице был приобретен на аукционе Акционерным обществом TATRA TRUCKS a.s., что ознаменовало окончание тянувшегося с 2012 года периода экономических проблем, связанных с неэффективностью менеджмента. Новым владельцам, чешским предпринимателям Ярославу Стрнаде и Рене Матере вместе с председателем правления Петром Русеком, ответственным за продажи, а также заместителю председателя правления Радеку Строугалу, решающему финансовые вопросы, уже в первой половине 2013 года удалось восстановить объемы производства и вернуть доверие банков и субподрядчиков. Этой позитивной информацией поделился с российскими журналистами генеральный директор компании TATRA Truks, опытный кризисный менеджер Петр Карасек в рамках пресс-конференции, организованной российским представительством фирмы в одном из залов посольства Чехии в Москве.
Семейство TATRA Phoenix насчитывает десятки вариантов грузовиков для различных условий эксплуатации
В результате проводимой под руководством Петра Карасека реструктуризации фирмы подготовлена стратегия стабилизации и дальнейшего развития компании, причем возобновлению поставок автомобилей в Россию в ней уделено особое внимание. Первыми успехами возрождения марки следует считать выпуск в 2013 году 763 комплектных автомобилей, что является самым большим количеством произведенных машин с 2008 года. После проведенной реструктуризации на заводе было сокращено более 100 рабочих мест. К 1 января 2014 года общее число работающих в материнской компании составило 962 человека, при этом еще 600 специалистов различного профиля работают в дочерних компаниях, связанных с литьем и ковкой. Эти компании поставляют значительную часть своей продукции сторонним заказчикам.
Самосвал TATRA Т158 8P5R76 сочетает высокую грузоподъемность, отменную проходимость и небольшие эксплуатационные затраты
Новый этап продвижения на российский рынок связан с появлением в производственной программе завода современного семейства грузовых автомобилей TATRA Phoenix, созданных в результате сотрудничества с голландской фирмой DAF Trucks. Серия моделей TATRA Phoenix вызвала большой интерес у российских специалистов и завоевала на выставке «Комтранс — 2013» престижную награду в номинации «Инновация 2013 года». Участие в очередном тендере на поставку транспортных средств с колесной формулой 8х8 для принесло марке победу. «Выигрыш в конкурсе четырехосных автомобилей TATRA с приводом на все колеса является важной вехой на пути выхода семейства Phoenix на российский рынок», — считает Ян Месарч, директор по продажам и маркетингу. «Благодаря проведению серьезных эксплуатационных испытаний TATRA может предложить российским автотранспортникам автомобили с двигателями как воздушного, так и жидкостного охлаждения, отлично приспособленными для работы в сибирских климатических условиях», — добавил г-н Месарч.
В кабине создан максимум удобств для водителя
Унифицированные грузовики обширного семейства TATRA Phoenix сохранили конструктивную концепцию — центральную несущую трубу и качающимися полуосями. Новым является применение пневматических упругих элементов подвески переднего моста, что повысило эксплуатационную скорость в тяжелых дорожных условиях и благоприятно отразилось на условиях работы водителя. Автомобили снабжают просторными и комфортабельными кабинами, а также надежными и экономичными силовыми агрегатами, в состав которых входит 12,9-литровый 6-цилиндровый дизель PACCAR MX, развивающий в зависимости от исполнения мощность 360, 408, 462 или 510 л. с. и сблокированный с 16-ступенчатыми обычными механическими или роботизированными коробками передач фирмы ZF. В состав трансмиссии входит также одно- или двухступенчатая раздаточная коробка. Завод также прорабатывает вопрос о снабжении своих грузовиков 6-диапазонными гидромеханическими коробками передач фирмы Allison, интерес к которым проявили некоторые горнодобывающие компании в России.
Шасси с центральной несущей трубой является усиленным вариантом традиционной конструкции. Нагрузка на передний мост доведена до 9 т, на заднюю тележку — до 16 т
Учитывая особую важность для эксплуатационников в России вопроса о беспроблемном запуске двигателя PACCAR MX в морозы до минус 45 °С, чешским инженерам пришлось провести серьезную работу и разработать специальный «Арктический пакет», представляющий собой набор оборудования, предлагаемого клиентам для эффективной эксплуатации при определенных отрицательных температурах, характерных для того или иного района. «Арктический пакет» включает обогреваемый топливный фильтр, вспомогательный топливный насос, автономный подогреватель охлаждающей жидкости для предварительного прогрева двигателя, систему подогрева масла в картере коробки передач, жидкостную систему подогрева аккумуляторных батарей (в том числе и во время движения), зарядное устройство для аккумуляторной батареи, подключаемое к внешней электросети, систему электроподогрева блока двигателя, подогреваемые шланги подачи жидкости AdBlue, подогреваемый бак с AdBlue и др. В стандартное оснащение входят автономный воздушный отопитель в кабине и утеплитель капота.
Самосвал TATRA Phoenix 8P5R32 6х6 успешно прошел суровые испытания в районе Нижневартовска
Оснащенные «Арктическим пакетом» автомобили вначале прошли тестирование в собственной морозильной камере испытательного центра TATRA Trucks, в которой их в течение рабочего дня «замораживали» до заданных температур -20, -32 и -45 °С, а затем производили запуск двигателей. Дальнейшие испытания два автомобиля проходили в реальных российских условиях в процессе эксплуатации в двух в Нижневартовске в январе 2013 года получило на полугодовой тест трехосный полноприводный самосвал TATRA 8P5R32 с разрешенной полной массой 30 т. Эта модель была укомплектована дизелем мощностью 360 л. с., механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF и рессорной подвеской задних мостов. Автомобиль имел «Арктический пакет» и обогреваемый выхлопными газами самосвальный кузов. Важно отметить, что эксплуатировался самосвал с прицепом зимой и весной в условиях бездорожья, а летом еще и в условиях значительной запыленности дорожного полотна. При последнем контрольном осмотре в январе 2014 года было засвидетельствовано, что за пробег протяженностью 90 000 км он не имел каких-либо серьезных неисправностей и дефектов, что стало поводом для приобретения еще нескольких самосвалов модельного ряда TATRA Phoenix, эксплуатация которых также не вызывает проблем.
TATRA Phoenix 8P5R46 8х8 в период эксплуатации недалеко от Сургута
Второй автомобиль, на этот раз модели TATRA Phoenix 8P5R46 с полной массой 50 т, с колесной формулой 8х8 и самосвальным кузовом задней разгрузки, испытывался под контролем специалистов дилерского центра TATRA Phoenix, . Грузовик работает недалеко от Сургута с октября 2013 года. Этот самосвал с грузоподъемностью 32 т был оснащен дизелем мощностью 462 л. с., 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF, двухступенчатой раздаточной коробкой и мостами с колесными редукторами. На нем была установлена централизованная система подкачки шин. Самосвал, дополненный «Арктическим пакетом», эксплуатировался практически в непрерывном режиме при вахтенной смене водителей. За три месяца он «пробежал» по сибирскому бездорожью более 60 тыс. км, при этом каждые 30 тыс. км его тщательно осматривали представители компании TATRA Trucks. Всего, по словам г-на Радомира Смолки, «автомобиль за шесть месяцев должен «накатать» не менее 120 тыс. км, предоставив его создателям уникальную возможность оценить работу всех узлов и механизмом в сложнейших дорожно-климатических условиях.
Новейший сельскохозяйственный автопоезд пользуется повышенным спросом в Европе
В последнее время конструкторский коллектив завода создал, кроме самосвалов, немало новых образцов автомобилей семейства Phоenix, которые с большой пользой могли бы эксплуатироваться в России. В первую очередь отметим лесовозные и сельскохозяйственные автопоезда повышенной проходимости, интерес к которым в странах Европы растет с каждым месяцем. Во времена соцлагеря завод в Копршивнице мог выпускать до 15 тыс. тяжелых грузовиков в год, значительная часть которых экспортировалась в СССР. До сих пор более 30 тысяч этих прочных и надежных машин верой и правдой служат своим хозяевам. Временными перебоями с поставками оригинальных запчастей, к сожалению, воспользовались различные производители контрафакта, и это обстоятельство не способствовало качеству ремонтных работ и продлению срока эксплуатации техники. На фирме TATRA Trucks считают, что и в этой сфере предстоит проделать огромную работу. Без налаживания фирменного сервиса планы по возврату грузовиков TATRA на российские дороги будут утопическими. Но, думается, у чехов все получится, и марка TATRA вновь станет у нас такой же популярной, как в 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века.
Лесовозный тягач TATRA Т158 8P5R33-391 может занять достойное место и на российском рынке
Новости СМИ2