Комбайн РКС-6 (корнеуборочная машина)
Комбайн РКС-6 (корнеуборочная машина)

Комбайн РКС-6 (корнеуборочная машина)

Самоходный комбайн КолосСамоходный комбайн Колос

Комбайн Колос СК-6 Базовая модель комбайна Колос имела три модификации. Изначальный вариант, модель СК-6, впервые сошедшая с конвейера в 1973 году, имела один барабан и выпускалась всего 6 лет (до 1979 года).

Самой популярной оказалась отлично зарекомендовавшая себя в эксплуатации оптимизированная модель СК-6-II. Принципиальным отличием её конструкции являлось не имеющее аналогов наличие двух барабанов. Её выпускали до 1984 года. Возвращение в 1985 году к однобарабанной конструкции не нашло большого признания.

Назначение

Колос СК 6 использовался предприятиями сельского хозяйства. Машина отлично подходила для отечественного климата и эффективно функционировала в различных климатических зонах. Комбайн использовался для сбора созревших колосовых культур и демонстрировал минимальный уровень потерь. Помимо сбора зерновых культур, технику применяли для работы с бобовыми культурами. Особенности конструкции комбайна делали его универсальным.

Производство Колос СК 6 завершилось еще в конце 20 века, но отдельные модификации комбайна используются и сегодня. Особенной популярностью у потребителей пользуется второе поколение модели.

Модификации и особенности

Разработкой Колос СК 6 занималось конструкторское бюро, возглавляемое Х.И. Изаксоном. Дебютная версия комбайна с одним барабаном появилась в 1973 году и выпускалась в течение 6 лет.

Читайте также:  International 9800 2дв. тягач, 370 л.с, МКПП, — повышенный расход топлива

Куда большее распространение получил Колос СК 6 II, производство которого осуществлялось с 1971 по 1984 года. Модель оснащалась 2 барабанами и 2 шнеками. Кроме того, комбайн был единственной на территории СССР зерноуборочной техникой с двухсекционным бункером (2 части бункера были разделены кабиной, расположенной по центру молотилки). Версии Колос СК 6 II не было равных по ширине молотилки – она составляла 1500 мм.

В начале 1985 года открылось производство модификации Колос СК 6А, где число барабанов вновь уменьшилось до 1 единицы.

Существовали и специальные версии комбайна:

  • Колос СКПР 6 – вариация для уборки риса (1971-1979 год). Модель комплектовалась полугусеничным ходом для работы на переувлажненных грунтах. Техника использовалась на рисовых полях Краснодарского края и Ростовской области;
  • Колос СКГ 6 – модификация на гусеничном ходу;
  • Колос СКГД 6 – рисозерноуборочная версия на гусеничном ходу (1980-1984 год). Бильный барабан в комбайне заменили на штифтовый, а соломотряс получил увеличенное сечение. Модель активно поставлялась во Вьетнам, Камбоджу и Лаос.

Особенности Колос СК 6:

  • 2-секционный бункер для хранения зернового продукта, который может выгружаться даже в процессе движения техники;
  • большой выбор запчастей для ремонта комбайна, которые имеются в наличии и сегодня. При этом цены на узлы и элементы для Колос СК 6 значительно дешевле, чем у зарубежных аналогов;
  • молотилка с большим захватом;
  • встроенный датчик контроля наполнения бункера. Комбайн имеет встроенные сигнализационные механизмы для работы зернового шнека, копнителя и соломотряса;
  • надежность и выносливость. Средний срок эксплуатации модели составляет 50-60 лет.

Недостатки Колос СК 6:

  • малая мощность мотора. Техника имеет достаточно большой вес и тяжелое оборудование, потому тяги двигателя для нее не всегда хватает;
  • плохая обзорность из кабины. Задний и боковой осмотр из-за специфичной конструкции каркаса затруднен, потому оператору приходится ориентироваться, преимущественно, на вид, открывающийся из переднего окна;
  • достаточная проходимость наблюдается только на простых участках. При работе на полях с неровным грунтом оператор сталкивается с серьезными сложностями;
  • ремонт двигателя может вызвать проблемы, поскольку свободного места для его осуществления над мотором не предусмотрено;
  • для работы с комбайном требуются определенные навыки.

Комбайн Колос СК-6

Эту модель создали в семидесятых годах прошлого века в Таганроге, на комбайновом заводе. Над разработкой машины трудилось конструкторское бюро под руководством талантливого инженера Изаксона. «Колосов» было несколько. Однобарабанный вариант (названный СК-6) выпускался с 1973 по 1979 год. Модификация с двумя барабанами, которая получила название СК-6- II, производилась чуть дольше – с 1971 по 1984 год. После 1985 года вновь решили вернуться к конструкции с одним барабаном – теперь с именем СК-6А.

Стоит упомянуть еще две модификации «Колоса», предназначенные для работы в условиях высокой влажности и для уборки риса. Это были машины СКГ-6 (с полным гусеничным ходом) и СКПР-6 (с полугусеничным ходом). Их сейчас тоже уже не выпускают.

Особенности

Первая особенность сразу бросается в глаза – это двойной бункер для зерна, аналогов которому не было. Ввиду этого шнеков для зерна тоже имеется два. У одного – правая навивка спирали, у другого – левая. Поток зерна, ссыпающийся по наклонной доске, делится на две части и отправляется по скребковым элеваторам в левый или правый бункерный отсек.

Между зерновыми бункерами вписана кабина механизатора, которая располагается по центру молотильного приспособления. Оно у комбайна тоже нестандартное – полутораметровой длины. Это значительно больше, чем у других комбайнов тех времен. Что касается жатки, а также обоих мостов (ведущего и ведомого), то они такие же, как у «Нивы».

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • Двойной бункер для зерна с удобной системой выгрузки, позволяющей осуществлять ее во время работы комбайна.
  • Нет никаких проблем с запасными частями, цена которых невысокая. Техническое обслуживание также вполне доступно.
  • Хорошо оборудована кабина: в ней есть жалюзи, отопление, вентилятор, предусмотрена изоляция от шума.
  • Имеется сигнализация о заполнении бункера, работе копнителей, соломотряса и зерновых шнеков, позволяющая контролировать эти процессы из кабины.
  • Широкая молотилка, дающая возможность повысить эффективность работы.
  • Надежность и выносливость всех элементов конструкции – многие комбайны, выпущенные в семидесятые годы, работают до сих пор.

Минусы:

  • Задний обзор затруднителен, из-за чего сдавать назад приходится на ощупь. А боковому обзору несколько мешают зерновые бункеры, между которыми зажата кабина.
  • Сверху вокруг мотора маловато места, поэтому его обслуживать не очень удобно (по сравнению, например, с «Нивой»).
  • Двигатель слабоват и не дает в полной мере использовать все преимущества высокотехнологичной конструкции.
  • По ровному полю машина идет отлично, а по косогорам – с трудом.
  • Усложненная конструкция требует определенных навыков и квалификации при настройке и использовании.

Фото комбайна Колос СК-6

Особенности, преимущества и недостатки комбайна Колос СК-6Особенности, преимущества и недостатки комбайна Колос СК-6

Технические характеристики и полезные советы

Габаритные размеры:

  • длина – 10490 мм;
  • ширина – 5340 мм;
  • высота – 3920 мм;
  • минимальный радиус разворота – 7500 мм.

Полная масса Колос СК 6 составляет 9455 кг. Для комбайна предусмотрены 2 рабочие скорости:

  • эксплуатационная – 7,4 км/час;
  • транспортная – 18,7 км/час.

Рабочие характеристики и полезные советы:

  • производительность – 8500 кг/час;
  • размер бункера для зерна – 3 куб.м;
  • длина барабанного устройства – 1485 мм;
  • диаметр барабанного устройства – 600 мм;
  • угол охвата барабанного устройства – 146 градусов;
  • скорость вращения барабанного устройства без редуктора – 749-1235 об/мин;
  • ширина захвата молотилки – 1500 мм;
  • высота среза при перестановке башмаков – 50/100/130/180 мм;
  • высота среза при изменении гидроцилиндров – 100-950 мм.

Комбайн СК-6 Колос: зерноуборочный, технические характеристики и полезные советы, фото, видео, отзывы, цена

СК-6 Колос — комбайн, выпускавшийся в Советском Союзе машиностроительным предприятием ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (ТКЗ) с 1973 по 1979 год. Модель создана конструктором и изобретателем Х. И.

Изаксоном для выполнения сельскохозяйственных работ по сбору зерновых, бобовых и рисовых культур на отечественных угодьях. При разработке конструкции были использованы узлы и агрегаты прототипов СК-4А и СК-4М, которые не вызывали необходимости в особой переделке.

Молотильно-сепарирующие органы были перенесены в новые машины без изменений.

Самой распространенной модификацией являлась СК-6-II с 2-барабанной молотилкой с шириной захвата 1,5 м. Для районов с повышенной влажностью грунта подходили модули на полугусеничном СКПР-6 и гусеничном ходу СКГ-6 и СКГД-6. Комбайн СКПР-6 работал на рисовых полях Краснодарского края и Ростовской области, СКГД-6 с штифтовым бильным барабаном поставлялась во Вьетнам, Камбоджу и Лаос.

Читайте также:  Трактор Т-130 “Бульдозер” – Технические характеристики и полезные советы

Устройство

Зерноуборочный комбайн Колос — сложная машина. Общая конструкция представлена так:

  1. Жатка, подборщик.
  2. Молотилка.
  3. Копнитель.
  4. Ходовая система.
  5. Силовая установка.
  6. Трансмиссия:
      редукторы планетарного типа;
  7. главная передача;
  8. дифференциал;
  9. коробка передач.

Технологическая схема имеет вид:

  1. Мотовило.
  2. Шнек жатки.
  3. Наклонный транспортер.
  4. Приемный битер.
  5. Молотильный барабан.
  6. Выгрузитель.
  7. Распределительный шнек.
  8. Клавишный соломотряс.
  9. Соломонабиватель.
  10. Половонабиватель.
  11. Удлинитель верхнего очищающего решета.
  12. Колосовой шнек.
  13. Нижняя жалюзийная решетка.
  14. Зерновой шнек.
  15. Вентилятор.
  16. Отбойный битер.
  17. Делители.

Кабина машины расположена в центральной плоскости, имеет герметизацию, отопитель и вентилятор. Сиденье комфортное, регулируемое по росту и весу человека.

Органы управления, включающие контрольно-измерительные приборы, рукоятки тормозов и выноса мотовила, рычаги сцепления, находятся в удобном положении. Для контроля оборотов мотовильного барабана перед машинистом имеется тахометр.

В случае нарушения работы бункера для зерна, копнителя, шнеков, элеваторов или соломотряса в кабину подаются световые и звуковые сигналы.

Комбайн СК-6 Колос работает следующим образом.

Перед жаткой поднимаются колосья. Во время езды мотовильные планки наклоняют стебли к резу хедера. Винтовой шнек сгребает ворох к пальцам, забрасывает на наклонный транспортер и перемещает к 4-лопастному приемному битеру. Барабан ударяет билами по хлебной массе и выколачивает из гнезд зерна. Оставшаяся часть убирается и направляется на клавишный соломотряс.

Воздушная решетка разделяет массу на крупные и мелкие фракции. Зерно очищается, стекает к шнеку и поднимается в бункер, работающий от выгрузителя.

Невымолоченные колосья с примесями подаются колосовым элеватором в желоб верхнего шнека и попадают в молотило на вторичный обмолот.

Половонабиватель проталкивает массу в переднюю часть камеры копнителя, которая освобождается на ходу при нажатии на педаль сбрасывания.

Технические характеристики и полезные советы

Производственные характеристики и полезные советы зерноуборочного комбайна:

  1. Мощность двигателя СМД-64 — 150 л. с.
  2. Скорость вращения коленчатого вала — 1900 об/мин.
  3. Объем топливного бака — 300 л.
  4. Рабочая скорость — 7,4 км/ч.
  5. Транспортная скорость — 18,7 км/ч.
  6. Тип молотилки — 1-бильный.
  7. Количество бичей — 8 шт.
  8. Ширина молотильного механизма — 1500 мм.
  9. Диаметр барабана — 0,6 м.
  10. Длина — 1,485 м.
  11. Ширина захвата жатки — 3,2-7 м.
  12. Емкость бункера — 3 м³.
  13. Габариты — 10,92х5,3х3,92 м.
  14. Производительность — 8,5 т/ч.

Плюсы и минусы

Достоинства комбайна Колос:

  • наличие двойного бункера;
  • комфортные условия труда;
  • контроль над процессом уборки урожая путем установленной сигнализации;
  • большие размеры молотилки;
  • доступность запасных частей для ремонта;
  • надежность;
  • выносливость;
  • высокая производительность;
  • невысокий расход горючего.

К основным недостаткам относят усложненную конструкцию машины и маломощность двигателя. Комбайн разработан так, что затруднен задний обзор, машинисту приходится работать наугад.

Боковой обзорности мешают бункеры, между которыми находится кабина. Места над двигателем недостаточно для обслуживания и ремонта, поэтому при работе с машиной необходимы специальные навыки и профессионализм.

Для холмистой поверхности агрегат также не приспособлен.

Читайте также:  Трелевочный трактор ТДТ-40: описание, преимущества, стоимость

Смотрите » Как работает сельскохозяйственный зерноуборочный комбайн

Отзывы и цена

Комбайн СК-6 Колос не выпускается. Его можно купить только на вторичном рынке.

Стоимость его зависит от технического состояния и составляет от 250 тыс. руб.

Многие фермеры берут у сельскохозяйственных предприятий комплекс в аренду. Цена аренды договорная.

Михаил, 50 лет, Свердловская область

Работаю на комбайне с малых лет. Техника лучшая среди отечественных производителей. Оборудование хоть и старое, да и ремонтировалось не один раз, но никогда не подводит. Урожай собирает всегда. Запчасти на машину — в свободной продаже, стоят недорого.

Вячеслав, 38 лет, Белгородская область

Беру комбайн в аренду. Машина хорошая, иногда бывают трудности в процессе эксплуатации, больше это касается отопительной системы и плохого обзора. При работе в ночное время в кабине холодно, отопитель часто не греет. Задним ходом практически не езжу, требуется помощник, пытаюсь разворачиваться боком. Самым главным достоинством считаю высокий сбор урожая.

Источник: https://SpecMahina.ru/kombayn/sk-6-kolos.html

Двигатель

Базовая модификация Колос СК 6 оснащается дизельным двигателем СМД-64, работающим в четырехтактном процессе. Конструкцией мотора предусматриваются водяное охлаждение и механизм турбонаддува. Для прогонки масла используется 2-секционный насос шестеренного типа. Подача горючего выполняется напрямую. Пуск силовой установки осуществляется пусковым мотором с редуктором, имеющим функцию дистанционного запуска (оператор запускает агрегат из кабины посредством стартера П-350). В двигателе СМД-64 присутствует турбокомпрессор модели ТКР11Н-1.

Агрегат имеет 6 цилиндров, расположенных в форме литеры V (по правому ряду установлены цилиндры 1, 2 и 3, по левому ряду – цилиндры 4, 5, 6).

Характеристики мотора СМД-64:

  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

Средний расход топлива составляет 251,5 г/кВт в час (примерно 27,5 л/час). Топливный бак комбайна вмещает до 190 л дизельной смеси.

Комбайн РКС-6 (корнеуборочная машина)

Устройство. Свеклоуборочный комбайн РКС-6 состоит из корнеуборочной части, установленной на раму трактора МТЗ-80, с которого снимают отдельные сборочные единицы.

Рабочие органы корнеуборочной части следующие: основная рама, опирающаяся на управляемые передние и ведущие задние колеса; автомат вождения машины по рядкам; выкапываюшее устройство с копирующей рамкой и колесами; шнековый, продольный и поперечный транспортеры; погрузочный элеватор и гидравлические системы управления машиной и ее рабочими органами.



Комбайн РКС-6: 1 и 2 — продольный и поперечный транспортеры; 3 — погрузочный элеватор; 4 — кузов транспортного средства; 5 — шнековый транспортер; 6 — битерный транспортер-очиститель; 7 — активная вилка; 8 — корнезаборник; 9 — мост управляемых колес; 10 — автомат вождения машины по рядкам; 11 — пальцы; 12 — битер.

Выкапывающее устройство представляет собой две независимые, шарнирно связанные с рамой секции. Каждая секции имеет рамку, на которую установлены активные роторные вилки, корнезаборники, бичи с эластичными лопастями, приемный траснпортер-очиститель.

Роторные вилки ркс 6 предназначены для подкапывания, подъема и извлечения корней из почвы. Вилка — это два вращающихся в разные стороны конуса, переходящих к основанию в цилиндрические трубы. Конусы установлены один к другому под некоторым углом и образуют раструб, сходящийся к основаниям конусов.

Корнезаборник служит для транспортирования корней от роторных вилок к транспортеру-очистителю. Он состоит из двух прутковых дисков, установленных под углом один к другому. Диски выполнены из прутковых лап, которые при помощи резиновых амортизаторов прикреплены к диску с валом. Такая конструкция обеспечивает надежное зажатие корней разных размеров.

Бичи устанавливают для выталкивания корней из прутковых дисков корнезаборников и подачи их на битерный транспортер-очиститель, состоящий из трех битерных валов с эластичными лопастями.

Шнековый транспортер выполнен в виде шнека с правой и левой навивкой, двух установленных с каждой стороны от продольного транспортepa гладких вальцов и четырех лопастных битеров. Вальцы с битерами служат активной стенкой, исключающей забивания и залипания при работе. Шнек, вальцы и бигеры вращаются в одну сторону по ходу движения корней.

Продольный и поперечный транспортеры и погрузочный элеватор предназначены для перемещения корней в транспортное средство и дополнительной очистки от налипшей почвы. Рабочие элементы транспортеров покрыты эластичными материалами.

Комбайн РКС-6

Принцип работы

Устройство и особенности эксплуатации

Ходовая часть Колос СК 6 имеет стандартную конструкцию с передним ведущим и задним ведомым мостами. На ведущем мосту располагаются 2 бортовых редуктора планетарного типа, коробка передач, дифференциал и главная передача. 2-ходовая КПП позволяет переключаться в 3 диапазонах передних скоростей, также присутствует задняя скорость. На приемном шкиве находится кожух постоянно замкнутой однодисковой муфты сцепления. Сам шкив соединяется с вариатором ходовой части посредством клинового ремня. С вала коробки передач усилие передается на шестеренку главной передачи, после чего на шестеренки бортовых редукторов и колеса. Задний мост представлен коробчатой балкой с рычажными механизмами, задействованными при повороте, и цилиндром гидроусилителя. Стояночный тормоз ленточного типа включается при оттягивании вверх рукоятки, расположенной в салоне. Бортовые тормоза являются колодочными и имеют педальное управление (каждая педаль функционирует совместно с отдельным гидравлическим цилиндром торможения). При транспортировке педали фиксируют защелкой.

Гидравлическая система Колос СК 6 включает 2 части. Первая облегчает вождение (рулевое управление), вторая (основная) используется для управления рабочими органами (жаткой, очистным клапаном радиаторного воздухозаборника, мотовилом и копнителем). Обе гидросистемы используют один масляный бак. Для подачи масла применяется секционный гидрораспределитель, находящийся на боковой стороне бункера. Справа в кабине имеются ручки управления, которые связаны с распределителем тягами. Регулировка длины тяг позволяет управлять ходом штоков.

Читайте также:  Общие правила работы и запуска мотоблоков всех типов.Первые шаги при настройке мотоблоков.

Рабочие устройства комбайна идут в базовом комплекте и включают:

  • унифицированную жатку. Жатвенное приспособление имеет 2 опорных элемента, называемые башмаками. Изменение высоты среза при эксплуатации в режиме копирования рельефа выполняется перестановкой башмаков (50-180 мм). При работе без копирования высота среза меняется при помощи гидроцилиндров (100-950 мм).
  • 1- или 2-барабанный молотильный механизм с вспомогательным устройством для обмолота растений. Количество барабанов и их тип зависят от модификации комбайна.
  • бункер, разделенный на 2 отсека.

Кабина Колос СК 6 располагается не слишком удачно. Она размещена в центре рамы, с двух сторон от нее установлены большие бункеры. Кроме того, кабина находится на одном узле с молотильным механизмом. Жалюзи для защиты от солнечных лучей и вентилятор обдува нацелены на создание благоприятного микроклимата. Однако условия работы для механизатора далеки от оптимальных показателей. Качество обзора серьезно страдает из-за бункеров, которые мешают боковому обзору. Двигаться задним ходом на Колос СК 6 практически невозможно из-за плохой видимости. В кабине имеется звуковая изоляция, но она практически не заглушает шум. Управление рабочими органами осуществляется из салона при помощи рычагов.

Долгое время модель считалась основной для работы на всех советских полях. Для некоторых версий в кабине использовался увлажнитель воздуха для снижения температуры в салоне в жаркие дни. Однако эффективность устройства для регионов с температурой выше 40 градусов оказалась крайне низкой. Корпус комбайна сильно нагревался, потому операторам приходилось снимать стекла и сам увлажнитель, оставляя лишь жалюзи.

Работа на Колос СК 6 возможна в темное время суток. Во фронтальной области техники установлены 2 фары ФГ-305, в задней части – 2 фары ФГ-304. Также машина комплектуется стоп-сигналами и сигналами поворотов. Сектора функционирующих механизмов оснащаются сигнальным освещением.

Устройство комбайна

Двигатель

Комбайн Колос модели СК-6-II оснащается четырехтактным двигателем СМД-64 с шестью цилиндрами. Охлаждение производится жидкостным способом, а также с помощью турбонаддува. Подача топлива осуществляется напрямую. Запуск мотора выполняется из кабины при помощи стартера П-350 с одноступенчатым редуктором.

Ходовая часть

Ведущий мост модели оснащён двумя редукторами планетарного типа. Здесь же установлены двухходовая коробка передач и главная передача. У модели три передние скорости и одна задняя.

Задний мост модели – ведомый, он представляет собой коробчатую балку с установленными на ней поворотными рычажными механизмами и коробчатой балкой.

Передача движения идёт с вала КПП на главную передачу, потом с её шестерёнки на бортовые редукторы, соединённые с передними колесами

https://youtu.be/-F4P7_rcYwM

Гидравлическая система

Гидравлика СК-6-II выполнена по аналогии со многими другими комбайнами двухблочной и состоит из основного блока и блока рулевого управления.

Блоки гидравлической системы имеют общий масляный резервуар, подачу масла из которого обеспечивает секционный распределитель. Управление его работой осуществляется из кабины с помощью рычагов.

Основной гидравлический блок отвечает за управление рабочими устройствами, в том числе – жаткой, мотовилом, копнителем. С её помощью также осуществляется управление клапаном очистки, установленным на воздухозаборнике радиатора.

Рулевой узел упрощает процесс вождения и управления машиной. Он состоит планетарного насоса, гидравлического усилителя и золотника.

Вал насоса связан с рулём. Изменение положения руля в кабине приводит в движение зубья сателлита. При этом масло вытесняется из рабочих углублений. Попадая после этого в канал распределителя, масло подаётся в гидроцилиндр под давлением или всасывается через штуцер в зависимости от того, в какую сторону повернут руль.

Фото

Цена

Производство Колос СК 6 завершилось. В настоящее время в продаже имеются б/у версии комбайна, но их осталось не так много. Стоимость моделей в удовлетворительном состоянии (1980-1985 годов) составляет 160-250 тысяч рублей.

Основные ошибки при покупке Колос СК 6:

  • в зависимости от поколения техника может иметь 1 или 2 молотильных барабана. Данный факт следует уточнить до момента приобретения;
  • версии, эксплуатируемые в Сибири, нередко комплектуются дизельной установкой А-01М (Алтайский моторный завод). Однако его мощности для нормальной работы недостаточно;
  • отдельные модификации комбайна оснащаются агрегатами Ярославского моторного завода. Данный вариант будет оптимальным, поскольку дизель ЯМЗ показывает более высокие технические характеристики и полезные советы.

Добавить комментарий

Adblock
detector