2.2. Сигнальная мина СМ. Характеристика, общее устройство и принцип действия
2.2. Сигнальная мина СМ. Характеристика, общее устройство и принцип действия

2.2. Сигнальная мина СМ. Характеристика, общее устройство и принцип действия

У этого термина существуют и другие значения, см. СМ-2 (значения).

СМ-2-1
История производства
Разработано1943—1949
Страна производстваСССР
Годы производства1950—1957
ПроизводительЗавод № 232, СКМЗ
Изготовлено, ед.65 (в СССР)
История службы
Годы эксплуатации1955—1993
Состояло на вооруженииСССР Китай
Войны и конфликтыХолодная война
Характеристики орудия
Марка орудияЗИФ-68-1
Калибр,130
Длина ствола, мм/калибров7410 / 57,6
Длина канала ствола, мм7050
Объём каморы, ³19,6
Масса ствола с затвором, кг4993,4
Масса снаряда, кг33,0 (ОФ), 32,675 (зенитный)
Начальная скорость снаряда, м/с950 м/с
Принцип заряжанияполуавтоматический
Скорострельность, выстрелов в минутудо 15 на ствол
Характеристики артустановки
Общая масса АУ, кг57 325
Масса вращающейся части, т52 929
Радиус обметания по стволам, мм5300
Расстояние между осями орудий, мм850
Длина отката, мм630 (предельная)
Угол подъёма ствола, °−7/+81
Максимальная скорость вертикального наведения, °/с17,62
Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с18
Максимальная дальность стрельбы,27 764
Бронированиепротивоосколочное
Расчёт установки, чел.19-21
Боекомплект на ствол200

СМ-2-1

— советская корабельная двухорудийная универсальная палубно-башенная артиллерийская установка калибра 130 . СМ-2-1 являлась главной артиллерийской системой эскадренных миноносцев проекта 41 и проекта 56.

Проектирование и испытания[ | ]

Разработка установки СМ-2 была начата в конце 1943 года на основании выданного АНИМИ задания от 2 сентября 1943 года. Тактико-техническое задание на установку было утверждено 25 апреля 1944 года начальником Артиллерийского управления ВМС. Разработкой эскизного проекта занималось ЦКБ-34 под руководством Е. Г. Рудяка. Эскизный проект был представлен на утверждение 3 февраля 1944 года[1]. В основу проекта были положены технические решения, которые приняли немецкие конструкторы при создании артиллерийской установки SKC-33 калибра 105 мм[2].

Заводом № 232 для испытаний установки был изготовлен баллистический ствол СМ-Э11-130 и полигонный станок Б-119. Жёсткий барабан для полигонного станка изготовил завод № 190 МСП. Опытную качающуюся часть СМ-2 смонтировали 30 сентября 1948 года на полигонном станке Б-120 (ТТ). Головной образец СМ-2 после изготовления на заводе № 232 прошёл заводские испытания с 5 апреля по 30 мая 1949 года на заводе и с 20 октября по 12 декабря этого же года — на полигоне. Проведение государственных испытаний установки прошло в два этапа: с 10 мая по 5 августа 1950 года и с 24 ноября 1950 по 30 марта 1951 года[1].

Читайте также:  Запчасти для мусоровозов КО-415, КО-431, КО-413, КО-440, КО-449.

В 1950 году по чертежам опытного образца, откорректированного по результатам полигонных испытаний, завод № 232 изготовил две серийные установки СМ-2-1. Установки были поставлены на головной эсминец проекта 41 «Неустрашимый»[1]. Государственные корабельные испытания СМ-2-1 на «Неустрашимом» провели в начале 1955 года. Протокол испытаний был подписан 17 февраля 1955 года. Следующая пара серийных установок, изготовленная на заводе № 232 в 1951 году, была поставлена на эсминец проекта 56 «Спокойный», государственные испытания установки на корабле проводились в два этапа: в Финском заливе с 8 августа по 8 сентября 1955 и в районе Балтийск-Таллин с 3 по 16 декабря 1955 при волнении моря 4-5 баллов[3].

Производство[ | ]

Установка СМ2-1 была принята на вооружение по Постановлению Совета Министров СССР от 1 октября 1957 года и Приказом МО СССР № 0086 от 9 октября 1957. На основе Постановления Совета Министров № 4183-1730сс от 28 сентября 1949 года было начато серийное производство установки на (№ 232). В 1952 году производство АУ начал вести Старокраматорский машиностроительный завод. Цена одной установки СМ-2-1 составила 6 490 000 рублей[3].

Всего на промышленных предприятиях СССР было изготовлено 65 установок СМ-2-1

: 51 установку изготовил (1950—1957 годы) и 14 установок — Старокраматорский машиностроительный завод (1952—1954 годы). Артиллерийские установки этого типа были установлены на 1 эскадренном миноносце проекта 41 и 28 эскадренных миноносцах проекта 56 (всего 58 единиц)[3].

Производство

Установка СМ2-1 была принята на вооружение по Постановлению Совета Министров СССР от 1 октября 1957 года и Приказом МО СССР № 0086 от 9 октября 1957. На основе Постановления Совета Министров № 4183-1730сс от 28 сентября 1949 года было начато серийное производство установки на (№ 232). В 1952 году производство АУ начал вести Старокраматорский машиностроительный завод. Цена одной установки СМ-2-1 составила 6 490 000 рублей[3].

Всего на промышленных предприятиях СССР было изготовлено 65 установок СМ-2-1

: 51 установку изготовил (1950—1957 годы) и 14 установок — Старокраматорский машиностроительный завод (1952—1954 годы). Артиллерийские установки этого типа были установлены на 1 эскадренном миноносце проекта 41 и 28 эскадренных миноносцах проекта 56 (всего 58 единиц)[3].

Конструкция установки[ | ]

В одной башенной установке СМ-2-1 размещалось два 130-мм орудия. Башенная установка выполнена бронированной для защиты от осколков снарядов и пуль.

Оба орудия установки размещаются в одной литой люльке обойменного типа. Каждое орудие снабжено гидравлическим тормозом отката веретенного типа, с компенсатором (тормоз находится под стволом), и досылателем. Над стволом каждого орудия находится пневматический накатник. Станок орудия качается на оси стабилизации, закреплённой в боевом столе. Стабилизация оси цапф произведена по горизонтали (в одной плоскости)[3].

Ствол орудия состоит из свободной трубы, кожуха, казённика, обоймы и муфты. Затвор горизонтальный клиновой, с пружинной полуавтоматикой и ручным притвором. Стреляющее устройство ударного действия (от электромагнита или ручного действия). Досылатель (пневматический, с реечным ускорителем) и зарядник способны обеспечивать одноходовую досылку боеприпасов раздельно-гильзового заряжания, длина пути досылки 1700 мм. Лоток зарядника допускает одновременную закладку снаряда и гильзы. Эжекция пороховых газов производится автоматически[3][2].

Артиллерийская установка могла дать 54 залпа с полной скорострельностью, после чего ей требовалось 4-5-минутное охлаждение стволов, осуществлявшееся путём прокачки канала ствола забортной водой из пожарной магистрали. Максимальная дальность стрельбы приближалась к 28 км, а досягаемость по высоте составляла 21 км[4]. (?!!) Характерными особенностями артиллерийской системы были длинноствольная, повышенной мощности баллистическая часть и механизм непосредственной стабилизации АУ по углу наклона оси цапф (НОЦ)[2].

Характеристики орудия[5]
ХарактеристикаЗначение
Калибр, мм:130
Длина ствола, калибров:57,6
Длина ствола, мм:7490
Длина канала ствола, мм:7050
Длина нарезной части, мм:5927
Длина кожуха (с муфтой), мм3840
Длина каморы (без скатов/со скатами), мм817,5/1224
Объём каморы, дм³:19,6
Число нарезов:28
Крутизна нарезов, калибров25
Глубина нарезов, мм:2,7
Ширина нарезов, мм:8,3
Ширина полей, мм:6,29
Тип затвора:горизонтальный клиновой
Приводы затвора:ручного действия
Масса затвора, кг:130
Масса ствола с затвором, кг:4993,4
Максимальная дальность стрельбы, м:27 764
Начальная скорость снаряда, м/с:950 м/с
Скорострельность, выстрелов в минуту11,5-12 (при электрической подаче при угле возвышения +30°; +50°), до 15 (при механическом досылании при угле возвышения +3°)
Живучесть ствола1000 (при боевом заряде)[6], 1700 (до падения начальной скорости на 8 %)
Характеристики башенной установки[5]
ХарактеристикаЗначение
Общий вес башни, т57,325
Вес вращающейся части, т52,929
Вес вращающейся брони, т8,500
Вес стабилизированной части, т45,0
Вес неподвижной части, т3,88
Вес качающейся части, т17,37
Длина бронекорпуса, мм7118
Ширина установки по корпусу, мм4450
Диаметр установки по болтам, мм2240
Диаметр шарового погона, мм2030
Внутренний диаметр подбашенного отделения (на уровне пола, на уровне уравнительного кольца), мм3600/2380
Высота башни от уравнительного кольца до крыши/верхнего колпака антенны радиолокатора, мм3550/3860
Радиус обметания по стволам, мм5300
Радиус обметания по вращающейся броне, мм3800
Радиус обметания по отражательной сетке, мм4860±10
Расстояние между осями орудий, мм850
Длина отката предельная, мм630
Максимальная скорость подъёма орудия, °/с17,62 (2 вручную)
Максимальная скорость поворота башни, °/с18 (2,5—3,0 вручную)
Угол подъёма ствола
максимум+81° 46’
минимум−7° 35’
Броня, мм
лоб20 и 10
борт10
задняя часть8
крыша10
шельф10
амбразурный щит10
Расчёт установки, чел.19 (в режиме автоматического заряжания), 21 (в ручном)
Число электродвигателей в башне7

Приборы управления стрельбой[ | ]

Система приборов управления стрельбой «Сфера-56» представляла собой адаптированный (применительно к эскадренным миноносцам) вариант «крейсерской» системы ПУС «Зенит-68К»/«Зенит-68бис»[2]. «Сфера-56» вырабатывала данные для стрельбы по морским, воздушным, а также по не видимым с корабля целям. Ядром приборов управления стрельбой был центральный автомат стрельбы (сокращённо ЦАС) прибор 1-УМ (ЦАС-УМ), он располагался в центральном артиллерийском посту и вырабатывал данные по надводной цели, идущей со скоростью до 60 узлов на дальности до 175 кабельтовых, или по воздушной цели, летящей со скоростью до 300 м/с на высоте до 15 км. ЦАС мог начать работу с дальности 32 км, а с 24 км обеспечивал стрельбу в упреждённую точку. Работное время ЦАС по выработке данных для стрельбы по надводной цели составляло 100 с, а по воздушной — 50 с. Прибор 1-УМ обеспечивал стрельбу по невидимой с корабля береговой цели с использованием вспомогательной точки наводки (ВТН). Специально для этого на берегу выбирали хорошо различимый объект и брали его на сопровождение приборами управления стрельбой (в ЦАС постоянно поступали курсовой угол и дистанция до объекта); одновременно по топографической карте определялся азимут и дистанция от выбранного ВТН до береговой цели, полученные значения вводились в ЦАС. Прибор 1-УМ учитывал отстояние вспомогательной точки наводки от цели (ЦАС позволял вводить отстояние ВТН от цели до 20 км), и, когда приборы управления отслеживали видимый ВТН, орудия АУ СМ-2-1 наводились на невидимую цель[7].

В центральном артиллерийском посту (сокращённо ЦАП

) был размещён преобразователь координат — прибор 7ЭУ, работающий совместно с гироазимут-горизонтом «Компонент»; прибор вырабатывал углы стабилизации артиллерийских установок и стабилизированного визирного поста

СВП-42-50

. ЦАП оснащался 3-м дальномером ДМС-3 (предел измерения — до 126 кабельтовых) и визиром центральной наводки ВН-4; в посту находилось место управляющего огнём, являвшегося командиром батареи главного калибра. Главным средством целеуказания для СМ-2-1 служила РЛС обнаружения воздушной цели «Фут-Н». После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС «Якорь-М», антенна которой была размещена прямо на стабилизированном визирном посту. Перед управляющим огнём и в ЦАП находились точные индикаторы РЛС «Якорь-М», на которых возможно было наблюдать падения (разрывы) выпущенных АУ СМ-2-1 снарядов относительно цели и в это же время вводить корректуры. «Якорь-М» могла производить приём целеуказания за 8-10 с при высоте цели до 8000 м и 27-30 с при высоте цели от 8000 до 11 000 м. С дистанции 185 кабельтовых по надводной цели и с дистанции 165 кабельтовых по воздушной цели станция могла осуществлять автоматическое сопровождение объекта. В качестве резервных источников целеуказания служили: навигационная РЛС «Нептун» и два оптических визира целеуказания — ВЦУЗ-3[8].

В ПУС «Сфера-56» впервые в СССР были применены электрические счётно-решающие приборы на вращающихся трансформаторах в линии выдачи целеуказания и данных для наводки артиллерийских установок. Наведение установок СМ-2-1 могло осуществляться дистанционно с помощью силовой электрической синхронно-следящей передачи (СЭССП), имевшей обозначение Д-2, или полуавтоматически, или вручную. При дистанционном наведении осуществлялась центральная наводка от ЦАС, а наводчики лишь контролировали положение артиллерийских установок. При полуавтоматическом наведении также осуществлялась центральная наводка, но наводчики должны были постоянно совмещать на специальном циферблате стрелки полученных из центрального поста величин полных углов наведения и неподвижного индекса положения орудия (это приводило к отработке исполнительными двигателями углов наведения). Ручное наведение процесс наведения совпадал с полуавтоматическим, но без использования исполнительных двигателей[9].

Читайте также:  Можно Ли Использовать Автомобильное Масло Для Бензопилы

Максимальная скорость наведения АУ СМ-2-1 от приводов составляла 18°, вручную — 3°. Каждая АУ располагала собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б» (с дальностью действия до 15 км), башенным автоматом стрельбы БАС-1-Б и оптическим прицелом АМО-3, что позволяло ей вырабатывать все данные для стрельбы и вести огонь автономно приборным способом. В ПУС «Сфера-56» входил установленный на ходовом мостике прибор 1-НМ, представлявший собой простейший счётно-решающий прибор, который позволял кроме выдачи целеуказания вводить также корректуры по результатам первых залпов. В качестве оптической системы на приборе 1-НМ применялись обычные семикратные морские бинокли с бо́льшими, чем у визиров светосилой и полем зрения, (для наблюдения ночью); в случае внезапной встречи с противником ночью или в условиях плохой видимости с помощью 1-НМ огнём главного калибра мог управлять вахтенный офицер. Этот прибор мог вырабатывать данные для стрельбы по морским целям, идущим со скоростью до 40 узлов[9].

Боеприпасы[ | ]

В боезапас артиллерийской установки входили снаряды следующих типов: полубронебойный, осколочно-фугасный с головным взрывателем, зенитный с радиолокационным взрывателем, зенитный с дистанционной трубкой, осветительный парашютный, противорадиолокационный и практический[4]. В 1964—1965 годах также производился глубоководный противолодочный снаряд чертежа 3-084762[10]. В состав выстрела входило три заряда: боевой, уменьшенный боевой и специальный для стрельбы осветительными снарядами[4]. Длина гильзы с зарядом 1024,5 мм, вес гильзы с полным зарядом 28 кг, вес полного заряда 15,3 кг[10].

Общий боезапас двух башенных установок на эсминцах проекта 56 составлял 850 выстрелов (ещё 200 могли браться в перегруз)[11], из них 800 готовых к выстрелу[10].

Характеристики 130-мм снарядов[12]
Характеристикаполубронебойный ПБ-42осколочно-фугасный ОФ-42Зенитный ЗС-42Зенитный ЗС-42РОсветительный парашютный СП-42Противорадиолокационный
Масса снаряда, кг33,433,032,67533,0825,9Н/д
Масса заряда, кг15,315,315,315,3Н/дН/д
Масса взрывчатого вещества, кг1,42,492,51,95нетнет
ВзрывателиВ-350В-491, ВГУ-1Д8М, ВМ-60Изделие 74ТМ-16, ТМ-16ЛТМ-16М
Длина, калибров4,684,734,794,34,43Н/д
Начальная скорость снаряда, м/с950950955955750750
Дальность стрельбы, м27 76427 76423 77723 77715 912Н/д

Боеприпасы

В боезапас артиллерийской установки входили снаряды следующих типов: полубронебойный, осколочно-фугасный с головным взрывателем, зенитный с радиолокационным взрывателем, зенитный с дистанционной трубкой, осветительный парашютный, противорадиолокационный и практический[4]. В 1964—1965 годах также производился глубоководный противолодочный снаряд чертежа 3-084762[10]. В состав выстрела входило три заряда: боевой, уменьшенный боевой и специальный для стрельбы осветительными снарядами[4]. Длина гильзы с зарядом 1024,5 мм, вес гильзы с полным зарядом 28 кг, вес полного заряда 15,3 кг[10].

Общий боезапас двух башенных установок на эсминцах проекта 56 составлял 850 выстрелов (ещё 200 могли браться в перегруз)[11], из них 800 готовых к выстрелу[10].

Характеристики 130-мм снарядов[12]
Характеристикаполубронебойный ПБ-42осколочно-фугасный ОФ-42Зенитный ЗС-42Зенитный ЗС-42РОсветительный парашютный СП-42Противорадиолокационный
Масса снаряда, кг33,433,032,67533,0825,9Н/д
Масса заряда, кг15,315,315,315,3Н/дН/д
Масса взрывчатого вещества, кг1,42,492,51,95нетнет
ВзрывателиВ-350В-491, ВГУ-1Д8М, ВМ-60Изделие 74ТМ-16, ТМ-16ЛТМ-16М
Длина, калибров4,684,734,794,34,43Н/д
Начальная скорость снаряда, м/с950950955955750750
Дальность стрельбы, м27 76427 76423 77723 77715 912Н/д

СМ-4, СМ-4-1[ | ]

Советская артустановка береговой обороны калибра 130 мм[13] с круговым обстрелом и управлением стрельбой с подвижного дальномерного поста.[14] СМ-4-1 принята на вооружение Постановлением Совета Министров от 29.10.1951 года и приказом ВММ от 6.11.1951 года Производство СМ-4-1 на заводе № 221 велось до 1956 года включительно. Всего изготовлено около 150 установок. Подвижные установки СМ-4-1 использовались в различных климатических условиях от Новой Земли, Сахалина и Камчатки до Крыма и Кавказа. Интересно, что в некоторых случаях СМ-4-1 превращали в стационарные установки.

Ствол установки СМ-4-1 состоит из свободной трубы, кожуха, казенника, обоймы, муфты и дульного тормоза. Длина канала СМ-4-1 на 50 мм меньше, чем длина канала установки СМ-2-1, а в остальном внутреннее устройство обоих стволов тождественны. Боеприпасы и баллистические данные СМ-4-1 полностью совпадали с СМ-2-1. Заряжание раздельно-гильзовое.

Затвор вертикальный клиновой. Полуавтоматика копирного типа. Досылатель пружинного типа, взводится при накате, досылка гильзы производится вручную. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с компенсатором. Тормоз установлен в нижних приливах люльки. При откате цилиндр тормоза неподвижен. Пневматический накатник крепится вместе с воздушным цилиндром в казеннике над люлькой. При откате рабочий и воздушный цилиндры накатника идут в откат.

Механизмы вертикального и горизонтального наведения имеют только ручной привод. Механизм вертикального наведения имеет один зубчатый сектор, а механизм горизонтально-го наведения зубчатый венец. Уравновешивающий механизм пружинный, состоит из двух колонок, расположенных под люлькой.

Станок состоял из литого основания, к которому приварены правая и левая боковины станка и лобовой лист. К станку крепился коробчатый щит. Основание состоит из круглого литого корпуса, соединенного с четырьмя крестообразно расположенными полыми сварными станинами. Две боковые станины, правая и левая, связаны с корпусом шарнирно, а две другие (хребтовые) жестко. На походе боковые станины отводятся к задней хребтовой и скрепляются с ней замками и болтами. Передняя хребтовая станина имеет поворотную часть, снабженную тяговой стрелой для соединения с тягой. Корпус основания представляет собой чашеобразную отливку диаметром 1785 мм, имеющую четыре прилива для соединения со станинами. Внутри корпуса крепится шаровой погон и зубчатый венец горизонтального на-ведения. В конце станин вмонтированы домкраты, предназначенные для горизонтирования установки, восприятия опрокидывающего момента при выстреле и для перевода установки из боевого в походное положение и обратно.

Ходовые части состоят из переднего и заднего двухскатных ходов. В обоих ходах применена схема независимой подвески с торсионным подрессориванием. Передний и задний ходы в боевом положении навешиваются на хребтовые станины, в результате чего они своим весом увеличивают устойчивость установки при выстреле. Установка СМ-4-1 транспортируется тягачом АТ-Т.

В 1955 году была принята на вооружение установка СМ-4-1Б, основное отличие замена ПУС «Москва-ЦН» на ПУС «Бурея» с АРЛС «Бурун». Дальность действия АРЛС «Бурун» 60 км. АРЛС «Бурун» была сопряжена со станцией опознавания «свой-чужой» «Никель-К». В 1955 году на вооружение принимается радиолокационная станция обнаружения надводных целей «Мыс» с дальностью действия от 1 до 183 км. На расстоянии до 90 км она работала на частоте 1240 Гц, а далее 604 Гц. РЛС «Мыс» была сопряжена с аппаратурой опознавания «свой-чужой» «Никель-К». РЛС «Мыс» и АРЛС «Бурун» размещались на колесных прице-пах АПМ-598 весом 14,8 т, которые перевозились тягачами АТ-Т.

Принимала участие в Корейской войне. Преемником установки стал комплекс «Берег».

Снегоуборочная машина СМ-5

Посредством использования железнодорожной снегоуборочной машины СМ-5 производится очистка станционных путей от снега и засорителей. Такая техника используется также и для поддержания горловин железного пути и стрелочных переводов в надлежащем состоянии. Самоходная машина способна производить погрузку снежной массы в кузов и последующую её выгрузку в местах, специально предназначенных для этого.

Серийным производством модели занимается открытое акционерное общество Трансмаш. Завод транспортного машиностроения был основан ещё в 1893 году в Энгельсе. Изначально предприятие специализировалось на ремонте подвижного состава. Изготовлением цельнометаллических снегоочистительных машина Трансмаш занимается с 1957 года. Дополнительно ОАО Трансмаш занимается производством комплектующих деталей к различной железнодорожной продукции.

Читайте также:  ТОП 12 лучших бензопил 2020 года на любой кошелек

Одновагонная машина для уборки снега СМ-5 производит погрузку собранной снежной массы в состав, расположенный на соседних путях.

Все функциональные элементы такой модели приводится в действие посредством использования гидравлического, электрического и пневматического оборудования.

Питание комплектующих силовых установок обеспечивается стационарной дизельным генератором, расположенным в машинном отделении. Управление всеми рабочими органами машины возможно из передней или задней кабины. Это делает процесс вождения максимально простым.

Фото снегоуборочной машины СМ-5

Особенности и параметры снегоуборочных машин СМ-5 для желеных дорогОсобенности и параметры снегоуборочных машин СМ-5 для желеных дорог

СМ-62[ | ]

В тех же массогабаритных характеристиках, что и установка СМ-2, в СССР производилась разработка автоматического аналога СМ-2. Технический проект этой артиллерийской установки, получившей обозначение СМ-62, был завершён к 1955 году. Установкой планировалось вооружить эскадренные миноносцы проекта 56, начиная с 31-го корабля серии, а также лёгкие крейсера проекта 68-бис[2]. Установка имела техническую скорострельность 25-30 выстрелов в минуту, увеличенную в полтора раза живучесть (до 1500 выстрелов) и уменьшенное в 1,5 раза количество личного состава при боевом обслуживании установки (14 против 21)[15]. После отказа от строительства эскадренных миноносцев проекта 56, установками СМ-62 планировалось вооружить эскадренные миноносцы проекта 57.

Технические характеристики и полезные советы

Снегоуборочная машина СМ-5 отличается максимальной функциональностью и надежностью. Такая техника требует от оператора определенных знаний в области эксплуатации железнодорожных моделей. Уборка путей и стрелочных переводов при использовании такой машины может осуществляться только бригадой, состоящей из трех человек.

Транспортная скорость самоходной установки для уборки снега может достигать показателя, эквивалентного 40 км/ч. В составе поезда СМ-5 может разгоняться до 90 км/ч. При общей массе 76 т максимальная грузоподъемность снегоуборочной машины составляет 24 т.

Специализированная техника, предназначенная для уборки снега с железнодорожных путей, оснащается мощным тяговым электрическими двигателем. Именно он во многом обеспечивает высокий уровень производительности машины.

Технические характеристики и полезные советы снегоуборочной машины СМ-5:

ХарактеристикиПоказатели
Габариты, мм:
— длина (по осям автосцепок)25700
— ширина3250
— высота5270
Масса, кг76000
Грузоподъемность, кг24000
Колея, мм1520
Максимальная высота очищаемой снежной массы, мм800
Производительность:
— по заборному органу, м3/ч2000
— выбросного ротора, м3/ч2500
— рейсовая, м3/рейс75
Расположение барабана-питателя относительно верхнего уровня головки рельса, мм200
Расположение боковых щеток относительно верхнего уровня головки рельса, мм80
Вместительность, т375/30
Скоростные характеристики и полезные советы:
— рабочая скорость, км/ч12
— самоходная скорость, км/ч40
— скорость в загруженном состоянии, км/ч25
— скорость в составе автопоезда, км/ч90
Мощность силовой установки, кВт200
Количество человек для обслуживания3

Оценка[ | ]

Сравнительная оценка[ | ]

Сравнение СМ-2-1 с американской 127-мм автоматической АУ показывает, что по возможностям поражения надводных целей советская артсистема превосходила американскую, но при решении задач ПВО — вследствие более чем в три раза меньшей скорострельности и боевых возможностей ПУС «Сфера-56» — уступала ей. В своём калибре орудие СМ-2-1 было самым мощным в мире и обладало наибольшей досягаемостью и меткостью[2].

Общая оценка[ | ]

В отличие от своего прототипа — германской АУ SKC-33 — установка СМ-2-1 имела более мощные орудия, башенную систему ПУС с радиолокационным дальномером, более совершенный досылатель. Кроме этого, весь расчёт установки находился под прикрытием броневой защиты[2]. С точки зрения эксплуатационных качеств артиллерийская установка СМ-2-1 имела недостаток, заключающийся в том, что она была открыта сзади (это создавало риск попадания воды внутрь установки на интенсивном волнении)[16].

Примечания[ | ]

  1. 123

    Широкорад А. Б., 2000, с. 954.
  2. 1234567

    Литинский Д. Ю., 1998, с. 54.
  3. 12345

    Широкорад А. Б., 2000, с. 955.
  4. 123

    Апальков Ю. В., 2006, с. 36.
  5. 12

    Широкорад А. Б., 2000, с. 956, 957.
  6. Бунеев И. И. и др., 1995, с. 62.
  7. Апальков Ю. В., 2006, с. 36—38.
  8. Апальков Ю. В., 2006, с. 39.
  9. 12

    Апальков Ю. В., 2006, с. 42.
  10. 123

    Широкорад А. Б., 2000, с. 957.
  11. Павлов А. С., 1999, с. 10.
  12. Широкорад А. Б., 2000, с. 957—958.
  13. СМ-4
  14. История ОАО «ЦКБ «Титан»
  15. Бунеев И. И. и др., 1995, с. 77.
  16. СМ-2-1 (неопр.)

    . flot.sevastopol. — Черноморский флот: информационный ресурс. Дата обращения 31 августа 2010.

ТЕПЛОПРОВОДЯЩИЕ ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ ВЫСОКОЭЛАСТИЧНЫЕ ГЕЛЕВЫЕ ЛИСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ НОМАКОН™ КПТД-2М

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ НОМАКОН™ КПТД-2М
НаименованиеНорма по ТУ РБ 100009933.004-2001Методы контроля
Марка материала
КПТД-2М/1КПТД-2М/2КПТД-2М/3
Внешний видВысокоэластичный резиноподобный однородный листовой материалВизуально
ЦветРозовый, серый(¹)Коричневый, серый(¹)CерыйВизуально
Плотность, г/см³2,05-2,201,90-2,101,80-2,00ГОСТ 15139
Твердость по Шору А / Шору OO , единиц4-10 / 30-40ГОСТ 263
Толщина, ммот 0,20 до 6,0ГОСТ 11358
Липкость, Н/м, не менее100ГОСТ 28019
Номинальное рабочее напряжение сжатия, МПа, не менее, при толщине материала, мм 0,20 0,30 0,502,2 1,5 0,6ГОСТ 26605 п.5.12 ТУ
Предельное напряжение сжатия, МПа, не менее, при толщине материала, мм 0,20 0,30 0,50 7,5 5,5 2,8
Предельная степень сжатия (эластичность), %, не менее50
Электрическая прочность, кВ/мм, не менее при постоянном напряжении при переменном напряжение 25 18 20 15 15 10ГОСТ 6433.3
Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом•см, не менее101410131012ГОСТ 6433.2
Диэлектрическая проницаемость, при 1000 Гц, не более6,5ГОСТ 22372
Тангенс угла диэлектрических потерь, при 1000 Гц, не более0,0045ГОСТ 22372
Теплопроводность, Вт/(м•К), не менее0,801,101,40ASTM D 5470 ГОСТ 12.4.145
Удельное термическое сопротивление, (К•см²)/Вт, при толщине листа 0,25±0,02 мм и давлении сжатия 0,69 МПа (100 psi), (в формате ТО3, ТО220), не более3,202,502,10 ASTM E 1530 ГОСТ 12.4.145
(¹) — Цвет может быть изменен по согласованию с потребителем
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ НОМАКОН™ КПТД-2М-ВН
НаименованиеНорма по ТУ РБ 100009933.004-2001 изм.5Методы контроля
Марка материала
КПТД-2М/1-ВНКПТД-2М/2-ВН
Внешний видВысокоэластичный резиноподобный однородный листовой материалВизуально
ЦветРозовый, серый(¹)Коричневый, серый(¹)Визуально
Плотность, г/см³2,75-2,852,60-2,65ГОСТ 15139
Твердость по Шору А / Шору OO , единиц0-5 / 30-35ГОСТ 263
Толщина, ммот 0,25 до 6,0ГОСТ 11358
Липкость, Н/м, не менее100ГОСТ 28019
Номинальное рабочее напряжение сжатия, МПа, не менее, при толщине материала, мм 0,20 0,30 0,50 1,8 1,1 0,4ГОСТ 26605 п.5.12 ТУ
Предельное напряжение сжатия, МПа, не менее, при толщине материала, мм 0,20 0,30 0,50 5,0 3,5 1,8
Предельная степень сжатия (эластичность), %, не менее50
Электрическая прочность, кВ/мм, не менее при постоянном напряжении при переменном напряжение 25 18 20 15ГОСТ 6433.3
Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом•см, не менее10141013ГОСТ 6433.2
Диэлектрическая проницаемость, при 1000 Гц, не более6,5ГОСТ 22372
Тангенс угла диэлектрических потерь, при 1000 Гц, не более0,0045ГОСТ 22372
Теплопроводность, Вт/(м•К), не менее2,02,5ASTM D 5470 ГОСТ 12.4.145
Удельное термическое сопротивление, (К•см²)/Вт, при толщине листа 0,25±0,02 мм и давлении сжатия 0,69 МПа (100 psi), (в формате ТО3, ТО220), не более1,601,40 ASTM E 1530 ГОСТ 12.4.145
(¹) — Цвет может быть изменен по согласованию с потребителем

Материалы КПТД-2M имеют ресурс работы при температуре плюс 200ºС не менее 2500 ч, при температуре плюс 250ºС не менее 1500 ч.

Вид климатического исполнения КПТД-материалов в состоянии полимеризации В1.1 по ГОСТ 15150.

Срок эксплуатации в изделиях с категорией размещения 4 по ГОСТ 15150 не менее 10 лет.

ТЕПЛОПРОВОДЯЩИЕ СВОЙСТВА ПРОКЛАДОК ИЗ МАТЕРИАЛОВ КПТД-2М Для оценки теплопроводящих свойств листовых материалов применяется математическая модель расчета термического сопротивления, представленная выше на странице сайта «ОПИСАНИЕ — Термическое сопротивление КПТД-материалов». В данном случае суммарное удельное термическое сопротивление теплопередаче R (см. формулу 2) включает термическое сопротивление на границе «теплоотдающая контактная поверхность – поверхность прокладки» R1S , термическое сопротивление, зависящее от толщины δ и теплопроводности λ материала прокладки δ/λ , а также термическое сопротивление на границе «поверхность прокладки – теплопринимающая контактная поверхность» R2S .

Следует отметить, что за счет конформной поверхности и высокой эластичности термическое сопротивление материалов КПТД-2M стабилизируется уже при напряжении сжатия 0,4-0,7 МПа (см. график зависимости удельного термического сопротивления от напряжения сжатия). Для материалов толщиной 0,25-1,0 мм при напряжении сжатия до 0,7 МПа изменение толщины при сжатии с достаточной точностью возможно рассчитать по формуле 5 с учетом зависимости 11 раздела «ОПИСАНИЕ – Эластичность (сжимаемость) КПТД-материалов». При последующем увеличении напряжения сжатия термическое сопротивление зависит лишь от остаточной толщины материала. При нанесении дополнительно липкого слоя или позиционирующей смазки суммарное удельное контактное термическое сопротивление для тонких листов снижается незначительно (см. величину R0S ).

Значение термического сопротивления прокладок из различных марок и толщин материалов КПТД-2М возможно определить, используя следующие значения

эмпирических коэффициентов:

— материал листовой КПТД-2M/1 RS = 0,23 (К⋅ см²)/Вт , R0S = 0,19 (К⋅ см²)/Вт , λ = 0,87 Вт/(м⋅K);

— материал листовой КПТД-2M/2 RS = 0,23 (К⋅ см²)/Вт , R0S = 0,19 (К⋅ см²)/Вт , λ = 1,14 Вт/(м⋅K);

— материал листовой КПТД-2M/3 RS = 0,23 (К⋅ см²)/Вт , R0S = 0,19 (К⋅ см²)/Вт , λ = 1,44 Вт/(м⋅K);

Представленная выше математическая модель расчета термического сопротивления листовых материалов КПТД-2М при напряжениях сжатия в пределах до 1,7 МПа дает хорошую сходимость результатов при соблюдении требований к сжимающим контактным поверхностям, которые представлены в разделе «Указания по применению».

Пример 3.

В условиях примера 1 (см. раздел сайта «Компаунды заливочные теплопроводящие электроизоляционные КПТД-1») плата контроллера двигателя с целью комплексного отвода тепла устанавливается в алюминиевый корпус через теплопроводящую электроизолирующую прокладку из материала НОМАКОН™ КПТД-2М/1-0,50. Усилие сжатия прокладки при монтаже составило P = 365 H.

1. По маркировке материала принимаем исходную толщину прокладки δ0 = 0,50 мм ;

2. Принимаем значения RS = 0,23 (К⋅ см²)/Вт , λ = 0,87 Вт/(м⋅K); для материала КПТД-2M/1;

3. Принимаем полученное напряжение сжатия прокладки при монтаже σ = 0,35 МПа из формулы 6, модуль упругости E =27,8 МПа/мм по формуле 11 и остаточную толщину по формуле 5: δ = 0,487 мм ;

Читайте также:  Мотоблоки Добрыня. Обзор модельного ряда, характеристики и полезные советы, навесное оборудование, применение и эксплуатация

4. Рассчитываем удельное термическое сопротивление R = RS + δ / λ , R = 5,83 (К⋅ см²)/Вт ;

6. Определяем термическое сопротивление прокладки RF по формуле 4: RF = 0,556 К / Вт ;

7. Рассчитываем перепад температур, используя формулу 1:ΔT = RF ⋅ Q ΔT = 8,3 °С.

Для примера 3 при применении материала КПТД-2/3-0,20-ЛК имеем:

λ = 1,44 Вт/(м⋅ K) , R = 3,62 (К⋅ см²)/Вт , RF = 0,344 К / Вт , ΔT = 5,16 °С.

ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРИ ЗАКАЗЕ

Обозначение листовых материалов КПТД-2M

Материал листовой теплопроводящий электроизоляционный НОМАКОН™ КПТД-2М/1-H-LxB ТУ РБ 100009933.004-2001

или

Лист BxL КПТД-2М/1-Н ТУ РБ 100009933.004-2001

или

Лист BxL КПТД-2М/1-ВН-Н ТУ РБ 100009933.004-2001

где КПТД-2M/1

– марка материала;

-2M

– материал второго типа «мягкий» (листовой высокоэластичный гелевый полимеризованный материал);

/1

– первой серии по составу керамического наполнителя (всего включены составы керамического наполнителя серий 1, 2, 3);

ВН

– материал «высокого наполнения» теплопроводящими микропорошками

H

– толщина листа, мм;

BxL

– ширина х длина листа прямоугольной формы, мм; УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ 1. Материалы КПТД-2М используются в состоянии поставки. Перед применением произведите разметку и вырежьте нужную прокладку, не снимая защитных пленок с поверхности материала. Затем снимите лицевую защитную пленку и приклейте прокладку к одной из контактных теплопередающих поверхностей. Аккуратно снимите с прокладки вторую защитную пленку и прижмите к поверхности материала другую теплопередающую поверхность.

2. Определите требуемое усилие сжатия контактных поверхностей, между которыми устанавливается прокладка. При этом следует учитывать, что номинальное рабочее напряжение сжатия (МПа) определяет допустимую относительную деформацию листа материала в пределах от 10% до 50 % от его исходной толщины, при которой изготовителем гарантируются прочностные, электроизоляционные и теплопроводящие свойства, представленные в таблице «Технические характеристики и полезные советы».

3. Предельное напряжение сжатия определяет относительную деформацию материала в пределах до 50% от его исходной толщины, при которой не происходит потеря эластичности, и в последующем, при снятии напряжения сжатия материал восстанавливается до исходной толщины и сохраняет свои свойства. Не допускается эксплуатация прокладок из материала КПТД-2М при превышении предельного напряжения сжатия.

4. Качество сжимающих поверхностей (прибора и радиатора для достижения нормируемых теплопередающих свойств прокладки должно соответствовать ГОСТ 265. Шероховатость сжимающих поверхностей не должна превышать Ra=0,63 мкм по ГОСТ 2789. Отклонение геометрии сжимающих поверхностей по плоскостности и параллельности должно быть не выше степени точности 7 по ГОСТ 24643. Наличие заусениц и других дефектов на контактных поверхностях может нарушить целостность прокладки, и, соответственно, требуемую электрическую изоляцию.

5. Эффективность отвода тепла через прокладку из материала определяется усилием сжатия поверхностей прибора и радиатора, их плоскостностью и параллельностью при сборке, а также наличием остаточных воздушных полостей между прокладкой и прижимными поверхностями. С целью максимального выдавливания воздушных полостей рекомендуется приложить прокладку глянцевой поверхностью или поверхностью с липким слоем к наиболее качественной прижимной поверхности и прикатать резиновым валиком.

6. Для изоляции полупроводниковых приборов от корпуса радиатора при креплении винтами используйте втулки изолирующие НОМАКОН™ М2,5 и М3 из термостойкого полиамида.

7. В случае применения прокладок большого формата с площадью поверхности от 20 до 1200 см² часто возникает проблема качественной подготовки контактных поверхностей. При этом толщины и эластичности прокладки бывает не достаточно, чтобы при сжатии компенсировать дефекты самих поверхностей, а также их плоскостность и параллельность при сборке. Чтобы не увеличивать толщину прокладки, приводящую к увеличению термического сопротивления, рекомендуется предварительно нанести на контактные поверхности соответствующую теплопроводную пасту НОМАКОН™ КПТД-3 и затем установить и прикатать прокладку.

8. Запрещается хранение, манипулирование и эксплуатация материалов КПТД-2 (КПТД-2М) при температурах ниже минус 60ºС и выше плюс 250ºС.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 1. Изготовитель гарантирует соответствие листовых материалов НОМАКОН™ КПТД-2М требованиям технических условий при соблюдении условий транспортирования, хранения и применения.

2. Срок хранения материалов КПТД-2М без липкого слоя в упаковке предприятия-изготовителя составляет 24 месяца.

3. Срок хранения материалов КПТД-2М с липким слоем и позиционирующей смазкой в упаковке предприятия-изготовителя составляет 6 месяцев.

4. Потеря липкости материалов КПТД-2М после истечения срока хранения у потребителя не является выбраковочным фактором.

5. После истечения срока хранения материалы КПТД-2М испытывают перед каждым применением на соответствие требованиям технических условий. При условии соответствия материалы могут быть использованы по прямому назначению.

6. Рекламации и претензии по качеству принимаются при возврате продукции в упаковке предприятия-изготовителя с предоставлением копий сопроводительных документов на полученную продукцию от предприятия-изготовителя (накладная, удостоверение о качестве).

Литература[ | ]

  • Апальков Ю. В.

    Эскадренные миноносцы проекта 56. — СПб.: Галея Принт, 2006. — 84 с. — ISBN 5-8172-0108-9.
  • Бунеев И. И. и др.

    Морская артиллерия отечественного Военно-Морского Флота. — СПб.: Лель, 1995. — 104 с. — ISBN 5-86761-003-X.
  • Литинский Д. Ю.

    Суперэсминцы советского флота // Специальный выпуск альманаха «Тайфун». — СПб., 1998.
  • Павлов А. С.

    Эскадренные миноносцы проекта 56. — Якутск, 1999.
  • Широкорад А. Б.

    Советская корабельная артиллерия. — СПб: Велень, 1995. — 80 с. — ISBN 5-85817-009-9.
  • Широкорад А. Б.

    Энциклопедия отечественной артиллерии. — Минск: Харвест, 2000. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.

Добавить комментарий

Adblock
detector