Во время президентской гонки в США в 2016 году одним из штатов, где активно поддерживали кандидата от демократической партии Хиллари Клинтон, была Калифорния. 60% избирателей проголосовали именно за нее.

Победа Дональда Трампа стала досадной неожиданностью, с которой правительство штата и его жители уже долгое время не могут смириться. О противостоянии между администрацией Трампа и Калифорнией уже рассказывала в 2018 году газета The Guardian. В 2019 году борьба вышла на новый уровень.

Из-за чего Трамп судится с Калифорнией

«Золотой штат» Америки известен своей принципиальной позицией в вопросах экологии: еще в 2006 году конгресс Калифорнии принял закон об ограничении выбросов углекислого газа в атмосферу – первым среди всех штатов. В 2013 президент США Барак Обама предоставил Калифорнии специальное право устанавливать свои нормы выбросов для автомобилей. Президент Дональд Трамп неоднократно критиковал данное решение. Его предложением было закрепить допустимый уровень автомобильных выбросов на всей территории США до 2026 года на уровне 2020-го.

В 2019 году по запросу администрации Дональда Трампа Национальное управление по безопасности на транспорте (NHTSA) отозвало у Калифорнии особый статус по установлению собственных норм выбросов, дарованный ранее Обамой. В ответ на это 20 сентября 2019 года 23 американских штата, включая и Калифорнию, подали иск против NHTSA, утверждая, что Национальное управление превысило свои полномочия в данном вопросе.

На чью сторону встали автопроизводители

В июне 2019 года 17 автопроизводителей, включая Ford, General Motors, Toyota, Daimler, Volkswagen, Volvo и другие, обратились к Дональду Трампу. Их предложением было найти компромисс между политикой Барака Обамы в данном вопросе (ежегодное пятипроцентное ужесточение требований по нормам выбросов в атмосферу) и инициативами Трампа. Реакция властей была незамедлительна: в сентябре 2019 года Министерство юстиции США начало расследование в отношении Ford, Honda, BMW и Volkswagen: эти концерны ранее заключили добровольное соглашение с калифорнийскими властями о соответствии их автомобилей калифорнийским нормам. Власти посчитали данное соглашение ограничивающим права потребителей.

Такое расследование не могло не насторожить других автопроизводителей. В октябре 2019 General Motors, Toyota, Fiat, Chrysler и члены торговой ассоциации Global Automakers поддержали администрацию Трампа, высказавшись за отмену привилегии Калифорнии в установлении стандартов на выбросы в атмосферу.

Члены Альянса автомобильных производителей (ААМ) — например, Mazda, Mitsubishi Motors и Mercedes-Benz USA, оставшиеся в стороне от противостояния, в свою очередь заявили, что их позиция заключается в увеличении числа продаваемых электромобилей.

Санкции Калифорнии против автоконцернов

Весь этот конфликт может привести только к миллионным потерям автопроизводителей. В ответ на то, что General Motors, Toyota и Fiat встали на сторону Дональда Трампа, власти Калифорнии объявили об отказе от закупок автомобилей этих концернов. С января 2020 года штат планирует покупать машины у Ford, Honda, BMW и Volkswagen. Больше всего при таком раскладе проиграют General Motors и Fiat: с 2016 по 2018 годы Калифорния приобрела у первых автомобилей на 58,6 млн долларов, а у Fiat — на 55,8 млн.

Власти штата Калифорния уже заявили, что для отстаивания своих прав готовы дойти до Верховного суда США. Чью сторону выберут в 2020 году автопроизводители: потребителей, приносящих деньги, или властей, угрожающих обвинениями в картельном сговоре – покажет время.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ