
Как покрасить автомобиль своими руками: советы специалиста
Покраска автомобиля металликом существенно отличается от покраски акриловой краской. Металлик требует больше внимания при подготовке автомобиля к покраске. Однако многое решает и опыт.
Конечно, опыт желателен, но если время терпит, можно всему научится. Главное — практиковаться, и тогда будет хороший результат. Готовя машину к покраске, следует учитывать, что если акриловой краской можно залить некоторые дефекты, то металликом на это не способен. Именно поэтому покраска машины металликом ценится выше.
Если остались незначительные неровности на шпаклевке, то их можно залить жидкой шпаклевкой. Затем затереть наждачной бумагой № 240 (при помощи утюжка с водой). Жидкая шпаклевка помогает отлично выровнять поверхность деталей. Погрунтовать, а сам грунт затереть наждаком №600 на мокрую.
Благодаря таким действиям поверхность машины идеально выравнивается . Далее, нужно ее вымыть, обезжирить и обтереть антистатической салфеткой. Покрасочный пульверизатор нужно настроить таким образом, чтобы факел был открыт на всю, давление — 5 атмосфер (индивидуально для каждой модели пистолета), подача краски отвинчена на 40% (потом можно добавить). Теперь можно красить.
При покраске металликом, пульверизатор необходимо держать на расстоянии 20-40 сантиметров от детали и водить им достаточно быстро. Если вы уже красили акрилом, то наверняка знаете, что покрасочный пистолет нужно плавно перемещать слева направо (по горизонтали). С металликом все иначе. Пульверизатор нужно водить быстрее и не только по горизонтали, но и по вертикали и даже по диагонали (чтобы не было так называемых «яблок»).
На заметку
Между слоями нужно давать сушку 10-15 минут. Когда краска перекроет грунт, нужно дать ей подсохнуть минут 20 и обтереть машину антистатической салфеткой, которая уберет пылинки и напыл.
Для лака на пульверизаторе лучше сделать давление воздуха на максимум. Лак ложится, как и акрил, плавными движениями покрасочного пистолета по горизонтали. Если красить по диагонали или вертикали, то на отвесных поверхностях могут пойти подтеки (на изгибах и в труднодоступных местах следует быть особенно осторожным). Два-три слоя лака будет достаточно.
Поначалу покраска автомобиля своими руками металликом может казаться непривычной, но ее быстро осваивают. Некоторым мастерам покраска машины металликом кажется проще, чем акрилом. На самом деле — это дело вкуса, ведь отличается только технология покраски автомобиля.
Что потребуется для работы
Профессиональная покраска кузова осуществляется в закрытых боксах. В нашем случае для этой цели подойдет просторный гараж. Он должен соответствовать следующим требованиям:
- Рабочая зона по всему периметру автомобиля составляет не менее двух метров.
- Свободный приток свежего воздуха.
- Есть возможность обеспечить хорошее освещение, лучше всего естественное.
Гараж предварительно приводят в порядок, удаляя пыль, паутину и прочий мусор, чтобы к новенькому лакокрасочному покрытию ничего не прилипло. Перед началом покраски пол смачивают водой из пульверизатора. При недостаточной освещенности устанавливают прожекторы мощностью в 500 или 1000 кВт.
Покраска автомобиля состоит из нескольких последовательных этапов:
- Подготовка кузова (рихтовка, снятие старого ЛК покрытия, демонтаж);
- Выравнивание поверхности шпаклевкой;
- Ошкуривание;
- Грунтовка;
- Нанесение нового лакокрасочного покрытия;
- Шлифовка и полировка.
Проводить малярные работы можно только на чистом кузове, поэтому первое, что необходимо сделать перед тем, как покрасить автомобиль, это посетить ближайшую мойку.
Как видите, основному процессу предшествуют несколько подготовительных стадий. От того насколько тщательно будут произведены все работы, в конечном итоге зависят эстетические показатели и технические характеристики и полезные советы готового покрытия. Проще говоря, придется постараться от души, чтобы в дальнейшем получить автомобиль, сияющий новенькой краской, которая не отвалится кусками в ближайшее время.
При проведении малярных работ потребуются следующие инструменты и материалы:
- Компрессор;
- Краскопульт;
- Набор ключей и отверток для демонтажа навесных деталей;
- Шпатели;
- Шлифовальная машинка;
- Наждачная бумага;
- Малярный скотч, ветошь;
- Уайт-спирит;
- Шпатлевка, грунтовка;
- Автоэмаль.
Смотрите видео — инструмент для покраски авто своими руками:
Смотрите видео — обзор шлифовальных машинок для подготовки автомобиля перед покраской:
Подготовка кузова к покраске
Если вы планируете полностью обновить цвет автомобиля своими руками, перед началом работы надо выявить все дефекты покрытия, которые требуется исправить. Если на кузове имеются вмятины, первым делом, их рихтуют. Для этого изнутри несколько раз ударяют по металлу резиновым молотком, выправляя изгиб.
Сколы, вмятины, трещины, царапины на кузове обводят мелом, чтобы ничего не пропустить, и приступают к их обработке. Зачистку перед покраской производят близко к границам повреждений, следя за тем, чтобы переходы были плавными, неощутимыми. Распознать неровности и шероховатости можно проведя ладонью по поверхности.
Зачистить нужно до открытого металла. На небольших участках слой краски удаляют при помощи плоской отвертки, узкого шпателя.
Если требуется обработать большой участок своими руками, используют водный 30% раствор каустической соды, который наносится на 10-12 часов.
После этого краску снимают металлическим скребком и промывают водой. Если и это покажется вам слишком долгим, для ускорения процесса можно приготовить состав из ксилола, парафина и ацетона. Он размягчает старую краску довольно быстро.
Парафин и ксилол берут в отношении 10 г на 45 мл, прогревают на водяной бане, остужают до 50 градусов и медленно, при тщательном помешивании, вводят 45 мл ацетона.
Смотрите видео — подготовка к покраске (маскирование под покраску):
Демонтаж и защита
Перед тем, как приступить к подготовке поверхности, с автомобиля снимают все, что не подлежит окраске:
- Фары;
- Поворотные указатели;
- Бамперы;
- Радиаторную решетку;
- Дворники;
- Дверные ручки;
- Номерные знаки;
- Антенну.
Противоударную защиту в колесных арках, если она у вас установлена, тоже необходимо снять. Если демонтаж своими руками в ваши планы не входит, можно покрыть все детали пастой из глицерина (30%), мела (40%), декстрина (20%) и воды (10%). Смесь быстро высыхает и препятствует попаданию краски. Но это не лучший вариант, хотя и самый быстрый.
Кусками пергаментной бумаги, при помощи малярного скотча, закрывают все стекла в машине, захватывая так же резиновые уплотнители, колеса оборачивают большими кусками полиэтиленовой пленкой. После того, как все детали, не подлежащие окраске, закрыты, можно переходить к следующему этапу.
Работа со шпатлевкой
Выравнивание шпатлевкой — следующий шаг подготовки кузова автомобиля к покраске. Для этого нужно смешать два компонента, саму шпатлевку и отвердитель. Делается это следующим образом: две столовые ложки шпатлевки (без верха), соединяют с отвердителем из тубы, выдавив 3 — 4 см, и перемешивают тщательным образом в течение 30 секунд. Емкости для этой цели лучше не использовать. Подойдет кусок фанеры, широкий скребок из металла или пластиковая кухонная доска.
Смотрите видео — шпатлевка, блики:
Шпатлевка наносится на предварительно обезжиренную поверхность автомобиля, слоем не больше 0,3 мм, короткими движениями. Работать придется быстро, поскольку, после начала реакции двух компонентов, масса затвердевает уже через пять минут.
Как только в смеси появляются комочки, шпатлевка становится непригодной к использованию.
Полное отвердевание происходит через 30-40 минут при температуре воздуха около +20* С. При необходимости неоднократного нанесения шпатлевки, каждый слой просушивают перед нанесением следующего. Далее поверхность зачищают поочередно наждачной бумагой № 80, 120 и 180. таким образом, чтобы на «заплатки» не выделялись. Обработку заканчивают машинной шлифовкой, используя № 180 и 280.С кузова удаляют пыль и еще раз протирают его уайт-спиритом.
Проводите зачистку шпаклевки «насухо», смачивание водой изменяет ее свойства не в лучшую сторону. Способ этот часто рекомендуют исключительно с целью избежать запыления помещения и лишней уборки.
Смотрите видео — шпаклевка авто своими руками:
Разбавитель
Для разбавления краски “металлик” должен использоваться специальный разбавитель для базы. Универсальный разбавитель для акриловых продуктов или разные растворители не подойдут. Скорость испарения разбавителя должна соответствовать температуре в мастерской. Быстрый разбавитель будет испаряться слишком быстро и частицы «металлика» не будут успевать ложиться как надо, что будет давать более светлый оттенок. При слишком медленном разбавители частицы «металлика» будут тонуть в краске, делая оттенок краски темнее. Кроме того, слишком медленный разбавитель может стать причиной появления пятен и полос, так как частицы «металлика» будут долго плавать в краске и располагаться хаотично.
p, blockquote 4,1,0,0,0 —>
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Нанесение грунтовки
Нанесение слоя грунта улучшает адгезию краски с поверхностью, уменьшая тем самым ее расход и увеличивая прочность покрытия. К тому же, состав обеспечивает дополнительную защиту кузова от коррозии. Грунтовку лучше наносить из пульверизатора, предварительно разбавив ее растворителем и профильтровав.
В работе используйте продукцию от одного производителя, поскольку часто разные фирмы производят грунтовку и шпатлевку из компонентов, которые «не дружелюбны» друг к другу, а это приводит к их отторжению. После высыхания покрытие может пойти трещинами или отслоиться.
Смотрите видео — подготовка авто к покраске:
Процесс сушки краски
Процесс, при котором жидкая краска отвердевает и образуется твердое покрытие, называется сушкой или отверждением.
Процесс, при котором краски сушатся и отверждаются, можно классифицировать следующим образом.
Сушка испарением растворителя
При испарении растворителя краски образуется покрытие, но поскольку молекулы смолы не связаны, покрытие может быть растворено разбавителем. Характерной чертой таких красок является быстрое высыхание и простота использования. Однако, они уступают краскам реактивной сушки в части стойкости к действию растворителей и влиянию окружающей среды.
Сушка реактивного типа
Краски реактивной сушки отличаются такой особенностью, что их отверждение не начинается до тех пор, пока что-нибудь не будет введено для начала химической реакции. В большинстве автомобильных красок такого типа отверждение вызывается теплом или катализатором.
Сразу после распыления свежая краска представляет собой разжиженный слой, в котором смешаны смолы, пигменты, растворители и разбавители.
В процессе отверждения растворитель и разбавитель испаряются и молекулы смолы постепенно связываются друг с другом посредством химической реакции.
После окончания отверждения покрытие полностью освобождается от растворителей и разбавителе. Химическая реакция молекул смолы заканчивается и они образуют твердый высокополимерный слой.
Окислительная полимеризация
Так как молекулы смолы окисляются путем поглощения кислорода из воздуха, они полимеризуются в структуру с поперечными связями. Этот тип краски редко применяется в автомобильном деле, поскольку для получения поперечно-связной структуры требуется много времени и грубая структура не обеспечивает приемлемых характеристик покрытия.
Тепловая полимеризация
При нагреве краски этого типа до определенной температуры (обычно выше 120оС) в смоле начинается химическая реакция, вызывающая отверждение краски. В результате получается настолько плотная поперечно-связная структура, что после отверждения краску не растворяет даже разбавитель (термореактивные амино-алкидные и акриловые краски).
Отверждение двухкомпонентной полимеризацией
В этом типе краски основной компонент смешивается с отвердителем, чтобы вызвать в смоле химическую реакцию, заставляющую краску отверждаться. Несмотря на то, что эта реакция может иметь место и при комнатной температуре, для ускорения процесса используется горячий воздух (60-70оС). Большинство автомобильных красок относится к этому типу.
Покраска кузова автомобиля
Выбор автоэмали — процесс ответственный, ведь от этого во многом зависит конечный результат. Сегодня полки магазинов заставлены всевозможной продукцией, но для покраски автомобиля своими руками подойдет не каждая. Поскольку работы проводятся в обычном помещении, возможности термической сушки покрытия отсутствуют.
Значит, приобретенная краска должна относительно быстро сохнуть в естественных условиях. Этим показателям соответствует нитрокраска и акриловая автоэмаль. Первая используется если покрасить нужно только отдельную часть автомобиля (крыло, капот, дверь). Высыхает нитроэмаль всего лишь за 30 минут, это несомненный плюс.
Но если вы захотите покрыть ею весь кузов, придется сильно попотеть, сдирая старую краску до самого основания. Ведь нитроэмаль несовместима ни с одним современным лакокрасочным покрытием, использование ее в производстве прекратили еще в прошлом веке.
Если вы собираетесь обновить только одну деталь: капот или бампер, важно чтобы оттенок краски идеально подходил к старому покрытию. Колорирование, один из самых тонких процессов при окраске автомобиля и без участия профессионала здесь не обойтись. Чтобы точно «попасть в цвет», придется поэкспериментировать на нескольких образцах.
Окончательный оттенок зависит от множества факторов: скорости распыления, давления воздуха, расстояния, на котором расположен пистолет, марки используемого растворителя, вязкости краски. Необходимую глубину цвет приобретает при окрашивании в 2-3 слоя.
Чтобы не ждать высыхания, сравнивайте образец с хорошо отполированным старым покрытием, предварительно смочив последнее водой, чтобы эффект свежей покраски был полным.
Малярные работы начинаются с приготовления автоэмали, которую нужно развести растворителем до нужной консистенции. Определить правильность разбавления можно визуально. Опустите в краску любой металлический стержень. Если частота стекания 3-4 капли в секунду, густота вполне подходит для использования краски в пульверизаторе.
Процеживают полученную краску через частое сито (подойдут и обычные женские колготки плотностью в 15 ден). Эмаль заливают в резервуар краскопульта с соплом 1,4, устанавливают давление порядка 3 атмосфер. Окрашивание автомобиля производят сверху вниз, равномерными, плавными движениями. Второй слой наносят через 20 минут, причем краску разводят таким образом, чтобы ее вязкость была меньше чем в первый раз.
Как правило, любая краска дополнительно разводится растворителем. Внимательно изучите инструкцию производителя и используйте только рекомендованные марки.
Прежде чем…
Учитывая то, что каждый человек обладает определенной степенью образного представления того или иного описываемого процесса, а также для того, чтобы придать нашему «техническому» повествованию немного художественного стиля, мы уточним что, как и чем мы планируем красить.
Допустим, у нас пострадал в аварии, а затем был восстановлен и подготовлен к покраске красивый, современный, новый, дорогой, элегантный (думается, достаточно прилагательных, чтобы немного вас напугать) автомобиль, окрашенный светлым серебристым металликом.
Не углубляясь в изначальные нюансы повреждений, ремонта или замены той или иной детали, остановимся на том, что восстановленные кузовные элементы загрунтованы по всей плоскости, тщательно зашлифованы (под металлик это делается абразивным материалом P400-Р500 «по-сухому» или P800-Р1000 «по-мокрому») и предназначены для полной перекраски. Это важно, так как в этом случае серьезно стоит вопрос о точности подбора оттенка эмали, или о необходимости выполнения плавного перехода на соседние элементы.
Кстати, для нашего примера неспроста был выбран именно серебристый металлик. Светлые и серебристые цвета содержат очень много алюминиевого зерна и крайне непредсказуемо отражают световые потоки, поэтому по сравнению с темными «металликами», они особенно сложны в ремонтной окраске.
Результат здесь зависит от массы факторов: при каком давлении распылять, соблюдены ли пропорции смешивания с разбавителем, какой толщины слой наносить, какую паузу между слоями выдерживать и т. д.
Серьезные ошибки, допущенные на этапе приготовления или нанесения краски, могут свести все старания маляра на нет, и потребовать после высыхания повторной перешлифовки и перекраски.
Например, если попытаться «сэкономить» и использовать при покраске разбавитель другой фирмы, цвет металлика может существенно уйти!
Дело в том, что фирменные разбавители для металликов специально подбираются так, чтобы за время их испарения алюминиевые частички «утонули» на нужную глубину и правильно распределились в слое краски (от этого зависит ее оттенок). Замена же разбавителя, на, например, более быстроиспаряющийся, может привести к осветлению покрытия и возникновению таких дефектов, как полосы и «облака».
Помочь избежать подобных ошибок позволит внимательное отношение к рекомендациям производителя по применению материалов: пропорции их приготовления, выбор разбавителей, рабочая вязкость, режимы нанесения и т.д.
Для разбавления базы следует использовать только оригинальный разбавитель, а его тип должен соответствовать температуре, при которой будет вестись покраска.
Но будет обидно, если работу придется переделывать не столько из-за причин, зависящих от технологии нанесения краски, сколько из-за собственной неаккуратности. Это могут быть жировые кратеры (плохо обезжирили), грубые вкрапления пыли, особенно под слоем базовой краски (не обдули), пузырьки и другие дефекты.
Чтобы свести к минимуму возникновение подобных неприятностей, перед окраской не забудьте тщательно обезжирить поверхность, а затем произвести пылеудаление с помощью обдува сжатым воздухом и специальной липкой салфетки.
Полировка лакокрасочного покрытия
Абсолютной чистоты в обычном гараже добиться сложно, поэтому незначительные дефекты устраняются шлифованием кузова, после окончательного высыхания покрытия. Таким способом можно устранить:
- Частицы пыли, грязь, мелких насекомых, прилипших к сохнущей краске;
- Эффект апельсиновой корки, образовавшийся вследствие недостаточного давления воздуха при подаче или неправильном разведении состава;
- Отсутствие блеска, которое проявляется через пару дней после окрашивания. Причиной служит повышенная влажность либо слишком высокое давление при нанесении ЛК покрытия.
Для финишной полировки покрашенного автомобиля применяют полировочную пасту №290, представляющую собой смесь абразивных материалов. Ее наносят на мягкую фланель или кусок цигейки и втирают круговыми движениями с легким нажимом.
Полировочная вода применяется для придания блеска ЛК покрытию. Она представляет собой абразивную пасту, смешанную с эмульсией. Наносится жидкость вручную, при помощи куска фланели. Полировочная вода устраняет разводы, оставшиеся от абразивного состава, жировые следы.
Советы по работе:
- Помещение, в котором проводятся покрасочные работы, должно хорошо проветриваться.
- Компрессор, накачивающий воздух, располагают на улице.
- Защищайте дыхательные пути при помощи респиратора, глаза очками, а руки перчатками.
- Для обезжиривания поверхности не используйте растворители или бензин, для этой цели подходит только уайт-спирит.
- Использованную ветошь немедленно утилизируйте, оставленные в гараже тряпки, пропитанные легковоспламеняющимся составом, могут стать причиной пожара.
- Если есть возможность, разведенную эмаль лучше подогреть до 50° в горячей воде, это уменьшит расход растворителя и самой краски.
- Количество слоев краски зависит исключительно от желания владельца, хотя опыт подсказывает, что лучше остановиться на трех, этого вполне достаточно для обеспечения эффектного внешнего вида автомобилю.
- Лакокрасочное покрытие полностью высыхает только через 24-36 часов. За это время к свеженькой краске прилипают соринки и мошки. Осторожно удаляйте их при помощи пинцета.
Теперь вы знаете, как покрасить автомобиль самому. Согласитесь, ничего невыполнимого здесь нет. Требуется лишь немного свободного времени, качественные материалы и ваш энтузиазм.
Смотрите видео — покраска, трехслойка:
Факторы, влияющие на оттенок металлик
Основные факторы, которые влияют на оттенок металлик, — скорость испарения растворителя и то, насколько глубоко залегают металлические частицы. Равномерное их расположение зависит от того, насколько сухой или мокрый слой растворителя.
В первом варианте растворитель быстро высохнет, и металлические частицы не успеют занять необходимое им положение, краска станет светлее, без ожидаемой насыщенности. При мокром слое частицы залягут слишком глубоко, и цвет потемнеет.
Цвет реагирует на следующие факторы:
- Если уровень давления распыления из окрасочного факела выше, чем указано производителем, то меньшее количество попадает на саму поверхность.
- При низкой вязкости слой тоньше, и металлические частицы не успевают пройти на необходимую им глубину.
- Чем выше температура в помещении, тем быстрее высыхает краска.
- При быстрых проходах меньше растворителя попадает на поверхность.
- Быстрый растворитель отличается высокой скоростью испарения.
Более детально действие этих факторов описано в таблице:
Фактор влияния | Вид изменения | Осветление | Затемнение |
Доза и давление | Меньшая доза, высокое давление | Повышенное | |
Растворитель и вязкость | Быстрый растворитель и увеличенная вязкость | Повышенное | |
Процесс напыления | Сухой | Повышенное | |
Мокрый | Повышенное | ||
Дистанция при напылении | Маленькое расстояние | Повышенное | |
Большое расстояние | Повышенное | ||
Температура | Низкая | Повышенное | |
Расстояние от пистолета до окрашенной поверхности | Маленькое расстояние | Повышенное | |
Быстрый растворитель | Высокая скорость испарения | Повышенное |