Такая неисправность, как «почему одна свеча черная, а остальные нет» часто ставит в тупик некоторых автовладельцев.

Ведь по идее если плохо работает система зажигания или карбюратор, то черным налетом покрываются все свечи, а не одна. Но на самом деле все не так просто как кажется.

Попробуем разобраться в чем могут быть причины этой проблемы на примере карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 2109 у которого пришлось выкрутить и проверить свечи зажигания так как периодически .

Почему одна свеча в двигателе черная, а остальные нет?

1. Слишком маленький зазор между электродами на одной свече.

Для свечей двигателя 21083 с бесконтактной системой зажигания необходим зазор 0,7-0,9 мм. При меньшем зазоре искра получится короткой и слабой, сгорание топливной смеси ухудшается. Несгоревшие углеводороды оседают черным налетом, а затем и черным мохнатым на электродах и изоляторе свечи. А так как свеча при маленьком зазоре плохо самоочищается, то нагар постепенно накапливается и выводит свечу из строя.

Проверка и регулировка зазора между электродами свечей зажигания

Зазор можно проверить и отрегулировать самостоятельно. См. .

2. Утечка тока высокого напряжения на «массу».

Причем именно на одной свече или ее высоковольтном проводе. На свече ток может уходить через трещину в изоляторе, грязь на ее внешней части или через нагар на электродах. Высоковольтный провод может «пробивать» через грязную или сырую поверхность, а так же через потрескавшуюся изоляцию. В результате, опять же, значительно снижается (либо она вовсе проскакивает через раз), что напрямую влияет на процесс горения и оседания несгоревшей топливной смеси в виде черного нагара на электроды одной свечи.

Подробно о проблеме утечки тока см. .

3. Более низкая компрессия в одном цилиндре двигателя, чем в других.

Такое возможно, например, если слишком маленький тепловой зазор у впускного или выпускного клапана в одном цилиндре (). Тарелка клапана в таком случае неплотно прилегает к своему седлу в головке, герметичность камеры сгорания нарушается и сжать до нужного давления топливную смесь не получится. Топливная смесь будет сгорать не эффективно, так как давление в конце такта сжатия — одно из условий ее нормального горения. Несгоревшая смесь оседает черной сажей и копотью на свече только в это цилиндре.

См. .

Предварительно проверить есть или нет компрессия в цилиндре можно подручными средствами без применения компрессометра. См. .

Проверка наличия давления в цилиндре двигателя при помощи пробки
4. Слишком большой тепловой зазор у выпускного клапана.

При большом тепловом зазоре у выпускного клапана ухудшается вентиляция цилиндра и удаление отработанных газов из камеры сгорания так как уменьшается просвет между тарелкой клапана и седлом в головке блока. Газы примешиваются к топливной смеси, ухудшая ее состав. Такая смесь горит с выделением копоти и сажи, которые оседают на деталях камеры сгорания и в том числе на электродах и изоляторе свечи.

См. .

5. В камеру сгорания попадает моторное масло.

При попадании в камеру сгорания моторного масла (например, через изношенный маслосъемный колпачок на клапане в одном цилиндре), состав топливной смеси меняется и при горении она даст черный нагар на электродах свечи. При постоянной работе с такой неисправностью нагар будет не просто черным, а маслянисто-черным.

Моторное масло на электродах свечи зажигания

См. .

6. Свеча зажигания не соответствует двигателю по калильному числу.

В случае, если на двигатель были установлены разные свечи зажигания (например, если заменяли неработающую или водитель вообще просто ставит свечи какие есть под рукой) возможно одна из них имеет более высокое калильное число (холодная свеча). В таком случае свеча не самоочищается, так как не выходит на рабочий температурный режим самоочищения. Нагар на ее электродах всегда будет черный, а на остальных свечах нет.

Свеча зажигания со средним значением калильного числа, применяется на большинстве двигателей ВАЗ

Подробно о калильном числе и горячих и холодных свечах см. .

Таким образом, зная причину неисправности «почему одна свеча черная, а остальные нет», можно смело приступать к устранению проблемы и восстановлению нормальной работы двигателя автомобиля.

7. Свеча установлена в двигатель с двумя уплотнительными кольцами.

Обычай устанавливать свечи с двумя уплотнительными кольцами на двигатель обычно ни к чему хорошему не приводит. При такой установке электроды свечи будут утоплены в свечном отверстии, в результате ухудшится поджиг горючей смеси и оседание ее несгоревших остатков в виде черного нагара. Поэтому необходимо проверить, не стоят ли на одной свече два уплотнительных кольца и принять меры к устранению неисправности.

Подробно о такой проблеме см. .

Примечания и дополнения

— Часто встречающиеся последствия наличия нагара на одной свече и соответственно ее плохой работы — троение двигателя на холостом ходу, либо троение исчезающее по мере прогрева, провалы и рывки при нажатии на педаль газа, дерганье при разгоне, хлопки в глушитель, черный или темно-серый дым из глушителя. Если к выхлопной трубе глушителя, он будет пахнуть маслом или бензином.

Еще статьи по свечам зажигания

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ