Казалось бы такая крупная и надежная деталь двигателя как маховик не ломается. Но нет, сломать ее все-таки можно. В ряде случаев даже достаточно быстро.

Рассмотрим какие неисправности бывают у , от чего они могут приключиться и можно ли их устранить своими силами.

Неисправности маховика

1. Износ зубцов венца маховика.

Износ зубьев венца является одной из причин невозможности запустить двигатель. Стартер попросту . Зубцам «бендикса» просто не за что зацепиться. Износ зубцов на маховике двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 (рассматриваемых на нашем сайте) появляется обычно с двух сторон так как коленчатый вал двигателя останавливается в основном в двух положениях.

Потому в случае небольшого износа целесообразно не заменять зубчатый венец на новый, а попросту провернуть его относительно маховика на 90 градусов подставив под «бендикс» стороны с целыми зубцами. Заводской венец может еще послужить, а вот новая деталь может попасться слишком мягкой и выйдет из строя за считанные месяцы.

Либо запилить зубцы, сделав фаски, примерно 1,5Х45°.

Износ зубцов зубчатого венца маховика двигателя автомобиля

Подробно о том как самостоятельно заменить зубчатый венец маховика смотри в статье: .

2. Проворачивание венца относительно маховика.

Если при замене зубчатого венца он не был в достаточной мере нагрет и забит на маховик молотком, при дальнейшей эксплуатации возможно проворачивание венца относительно маховика во время пуска двигателя. Так как такая «холодная посадка» весьма ненадежна. Признаками этой неисправности будут проблемы с проворачиванием коленчатого вала стартером, сопровождающиеся пугающим скрипом и скрежетом, и изменение цвета поверхности маховика под венцом (т.н. цвет побежалости) от постоянного проскальзывания.

Для ее устранения придется все разбирать и устанавливать новый зубчатый венец, теперь уже нагрев его как следует.

Считается, что обод не должен проворачиваться на своем посадочном месте при крутящем моменте 590 Н.м или сдвигаться в осевом направлении под усилием 3,9 кН (400 кгс).

3. Большая выработка рабочей поверхности маховика.

В месте контакта ведомого диска сцепления с рабочей поверхностью маховика со временем возникает выработка. Это естественный износ. Он происходит годами, на протяжении всего периода эксплуатации автомобиля. Но, если постоянно , либо оно постоянно или когда подклинивает , то износ трущихся поверхностей (в том числе и рабочей поверхности маховика) происходит в разы быстрее. Допустимая выработка на рабочей поверхности маховика до 1 мм.

Рабочие поверхности маховика, нажимного и ведущего дисков сцепления при движении автомобиля должны быть плотно прижаты друг к другу и не проскальзывать, обеспечивая плавную и ровную передачу крутящего момента

В качестве ремонта обычно практикуют проточку рабочей поверхности маховика на глубину до 1 мм и одновременную проточку поверхности крепления корзины сцепления на 0,5±1 мм. После проточки по крайним точкам проверяют параллельность поверхностей (допустимая непараллельность 0,1 мм) и биение маховика (допустимое биение на индикаторе 0,1 мм). Но если точить и проверять нечем, то при обнаружении глубокой выработки или трещин, а так же больших царапин маховик следует заменить.

4. Замасливание рабочей поверхности маховика.

Если потек задний сальник коленчатого вала, либо на лючке картера сцепления нет заглушки, а под клапанную крышку или при замене сцепления кто-то хватал масляными руками за рабочие поверхности деталей, то вполне возможно, что произойдет замасливание рабочей поверхности маховика. Как следствие — пробуксовка сцепления, не устранимая ни какой регулировкой.

В такой ситуации придется все разбирать, протирать детали сцепления и маховик уайт-спиритом (ведомый диск даже скорее всего придется заменить).

5. Исчезновение установочной метки на маховике.

Иногда поиск установочной метки на маховике двигателя автомобиля выливается в большую и трудноразрешимую проблему. В идеале, для того чтобы ее найти нужно совместить метку на шкиву распредвала и выступ на задней крышке привода . После чего метка на маховике должна быть видна в лючке картера сцепления, напротив шкалы углов опережения зажигания. Если не видна, нужно еще раз провернуть шкив распредвала (на 360 гр) и тогда она будет видна уже наверняка.

Но, в некоторых случаях метка на маховике может быть скрыта слоем грязи или (и) масла, либо съедена коррозией. Обнаружить ее в таком случае поможет только тщательный досмотр. Для поиска необходимо вооружиться фонариком, шлицевой отверткой и тряпкой с растворителем.

По сантиметру поворачиваем маховик за шлицы зубчатого венца отверткой. Тщательно протираем его поверхность тряпкой смоченной растворителем и ищем метку.

Иногда во время ремонта двигателя, маховик устанавливают неправильно. При совмещении других установочных меток метка на маховике оказывается внизу, а не вверху и не видна. Эту особенность так же следует учитывать при ее поиске.

Трудно различимая метка на маховике двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083, 21093, 21099

См. .

Примечания и дополнения

— Если приходится заменить маховик целиком, то балансировка или доработка нового маховика не требуется.

Еще статьи по неисправностям двигателей автомобилей ВАЗ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ